12.03.2009 | 15:00

Проект "М’АРСово поле – Содружество"

Основной темой Пятого Международного Молодежного художественного проекта "М’АРСово поле – Содружество" впервые стало актуальное искусство стран ближнего зарубежья. Вместе с коллегами из России свои проекты представляют молодые художники из бывших союзных республик, молодое искусство которых вполне органично вписывается в международный художественный контекст. Цель проекта "М’АРСово поле – Содружество" - расширение и углубление культурных связей между молодыми художниками стран постсоветского пространства и совместное освоение ими пространства художественного. Рассказывают "Новости культуры".

Говорить на языке "contemporary art" художники из стран СНГ научились недавно. Первыми внедрились в современное художественное пространство Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан. В Таджикистане об актуальном искусстве заговорили всего лишь 5 лет назад. Тем не менее, молодые авторы стараются не только экспериментировать, но и концептуально решать глобальные проблемы: как стать частью общего культурного пространства и не потерять свою самобытность. Рабочим- мигрантам посвящен проект Алексея Румянцева из Таджикистана. Он выстроил кирпичную стену и замуровал в нее кусочки ткани с национальным орнаментом.

Алексей Румянцев, художник (Таджикистан): "И вот каждый год они укладывают какие-то звонки телефонные, письма, или что-то еще между этих стен, которые они поднимают на чужбине. У них растут дети: мальчики, девочки; пеленочки меняются, свадьбы забываются".

Художники из стран СНГ оказались на распутье. Риторический вопрос у Али Гасанова из Азербайджана - что делать: возвращаться к традициям или раствориться в общем культурном пространстве. Размышлениям о себе и своей стране посвящен проект "Круг" художницы из Еревана Гаяне Егиазарян. Она " разожгла" костер из видеобъектов, которые не сгорали, а лишь освещали видео.

Ирина Яшкова, куратор проекта: "Внутри находится изображение самого автора, вокруг которого все вращается. И он вращается вокруг этого всего. Там есть какие-то видео, снятые в Ереване, такие характерные, оформленные в инсталляцию".

И все-таки инсталляций и объектов на выставке гораздо меньше, чем видеоарта. Максим Кузьменко объединил в своем проекте и то, и другое. Пока на экране идут последние новости из стран Европы и Молдавии, автор пытается распилить гирю. Его проект называется "Червоточина".

Максим Кузьменко, художник (Молдова): "Червоточина – символ, реминисценция, которая относит нас к Ильфу и Петрову, "Золотому теленку". Когда Шура Балаганов украл гири, надеясь, что они золотые. Вот здесь также, люди могут надеяться, что совершая не тяжелые действия, не прикладывая больших усилий, можно быстро разбогатеть и быстро оказаться там, где хорошо".

Пока не все художники могут внятно рассказать свои истории на языке актуального искусства. Но вот между собой они уже нашли общий язык. Недаром они все оказались на М’АРСовом поле, в Центре современного искусства.