12.03.2009 | 19:33

Ретроспективная выставка Леонида Казенина

Леонид Казенин – художник камерный и лиричный. Он получил признание как монументалист. Кроме того, он много преподавал, иллюстрировал, восстанавливал произведения своих учителей. Его работы последний раз выставлялись лишь в середине прошлого века. Сегодня галерея "Ковчег" открыла персональную выставку мастера в серии "Незабытые имена". Рассказывают "Новости культуры".

Кажется, судьба противилась тому, чтобы Леонид Казенин стал художником. В молодости он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но учебу прервала Первая мировая война. Он ушел на фронт и был ранен. В 1922 году Леониду удалось возобновить занятия во ВХУТЕМАСе. Там он познакомился с Константином Истоминым, который стал для него не только учителем, но и другом. Вместе они много путешествовали по Средней полосе России, работали в Абрамцеве, Павловской слободе. Поначалу Казенин испытывал сильное влияние Истомина, но вскоре нашел свой стиль, которому следовал всю жизнь.

"В данном случае, мы видим его как живописца и рисовальщика, углубленного в свои профессиональные задачи. Его искусство лишено внешних эффектов, которые присущи его современникам, что не отменяет живописных и пластических качеств его произведений", – замечает куратор выставки Сергей Сафонов.

Леонид Казенин всегда держался в стороне от официального искусства. На жизнь художник зарабатывал монументальными произведениями, он оформлял общественные здания, а живопись была его заповедной зоной. Казенин писал лирические пейзажи, камерные портреты, бытовые натюрморты, и это помогало ему избежать идеологического давления. Однако выставок у художника было немного. В основном Казенин участвовал в групповых экспозициях, на которых главное место занимали сюжетные картины на тему советской жизни.

"Ситуация советского искусства не предполагала того, чтобы люди были заняты собой и своим публичным продвижением. Эта предвоенная и послевоенная ситуация давала художнику возможность сосредоточиться на своем творчестве", – рассказывает Сергей Сафонов.

Леонид Казенин больше думал о том, как сохранить наследие своего учителя, нежели о судьбе собственных работ. Когда картины Истомина хотели выбросить из Суриковского института как ненужное методическое пособие, ученик взял их к себе домой. Казенин отреставрировал несколько сотен его рисунков. "Он оказался таким персонажем художественной сцены, который аккумулировал истоминское наследие. Он вместе с дочерью издал каталог. Эти вещи не лежали просто без движения", – добавляет куратор выставки. Теперь галерея "Ковчег" открывает для зрителей художника Леонида Казенина.