13.03.2009 | 12:34

День рождения Гнесинки

13 марта 1944 года было принято распоряжение советского правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Он стал крупнейшим в России музыкально-образовательным центром. Сегодня Российская академия музыки имени Гнесиных отмечает 65-летие. Многие из ее выпускников составили славу отечественной музыкальной культуры. "Гнесинец" – это знак профессионального и человеческого качества. Здесь умеют хранить традиции, придумывать новые проекты и создавать удивительно теплую атмосферу. О новом дне нестареющей Гнесинки рассказвают "Новости культуры".

Гнесинка начинается с лестницы. Студенты, прежде чем нести весь груз своего дарования на хрупких музыкантских плечах в классы и аудитории, репетируют в местах, от педагогов не столь удаленных. Правда, все, что из этого получается, они все равно показывают на публике – изысканной, утонченной и требовательной – педагогах.

Класс эстрадно-джазового вокала самый молодой в Гнесинке. Еще и года не прошло с тех пор как объявили набор на первый курс, а будущие абитуриенты уже обрывают телефон. "Набор будет огромный. Уже звонят из всех городов. Когда открылась Гнесинка – это просто счастье попасть сюда", – говорит декан факультета музыкального искусства эстрады Наталья Андрианова.

Педагог Александр Поляков еще недавно и сам был студентом. Впрочем, он и сейчас по всей строгости вокального закона не требует. Понимает, что первокурсник Марк еще не волшебник. Он только учится петь в особой вокальной технике импровизации "скэт".

В классе Игоря Бриля все спокойно, без честолюбивых порывов конкуренции. На вопрос: кто из студентов грозится стать звездой, Игорь Михайлович совсем не критично отвечает: "Все".

Джазисты-инструменталисты – старожилы Академии. Они воспитываются в этих стенах с 1983 года. За это время не-выпускников Гнесинки на джазовой сцене страны почти и не осталось. "Все оркестры, которые существовали, они существовали фактически благодаря нашим ученикам. Да и зарубежные тоже", – замечает Игорь Бриль, заведующий кафедрой инструментов эстрадного оркестра.

Записи молодых джазменов могут быть запечатлены на годы здесь же. В 1987 году в Гнесинке появился факультет звукорежиссуры. Специальность дефицитная, но в век информационных технологий очень нужная. Завкафедрой Мария Соболева мало похожа на ученую даму. В учебной студии она самый опытный звукорежиссер. Научит всему, что знает.

Смену продюсеров в Гнесинке начали взращивать восемь лет назад. Говорят, тем самым решали государственную задачу. "У нас никогда в советское время не выпускали профессиональных продюсеров, организаторов, финансистов в области исполнительского искусства, в области музыки никогда", – рассказывает проректор по инновациям и творческой работе Дина Кирнарская. Продюсеры и организаторы получают знания из области музыки и математики. Без интегралов здесь не обойтись. Интегральные премудрости познают те, кто раньше проверял на прочность струны и клавиши, но не стал звездой. Факультет предоставляет альтернативный вариант: стать надеждой и опорой артистов, организаторами их звездной жизни.

О тех, кто будет помогать звездам, думала и Елена Фабиановна Гнесина, когда в военные годы писала немало слезных писем, уверяя, что второй музыкальный ВУЗ в столице нужен. Она своего добилась. 13 марта 1944 года указ о создании института был подписан. Сама Елена Фабиановна жила при Институте. Позвонить в дверь ее квартиры в любое время дня и ночи мог каждый. Она понимала, что высокое музыкальное искусство – это, конечно, удел единиц, но призвание и условие жизни миллионов. "Сделать учебное заведение привлекательным для широких слоев населения – это была ее идея. Мне кажется, она сегодня реализуется", – говорит ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Галина Маяровская.

Гнесинка начинается с лестницы. На входе можно увидеть бюст Елены Гнесиной, на этажах – тех, кто займет свое место в музыке. И место это будет нужным.