13.06.2012 | 19:41

В МХТ имени Чехова вспоминали Андрея Вознесенского

 «Я хочу, чтобы меня поняли…» – вечер, посвященный памяти поэта Андрея Вознесенского, прошел в МХТ имени Чехова. Один из крупнейших российских поэтов ХХ века ушел из жизни два года назад, 1 июня 2010. От формата вечера воспоминаний в театре отказались сознательно, решив воссоздать атмосферу легендарных чтений в Политехническом. В поэтическом спектакле на сцену вышли три поколения актеров. Рассказывают «Новости культуры».

Перед поэтической премьерой в артистическом фойе МХТ появляется Олег Табаков, чтобы пожелать своим актерам удачи. В этот вечер на сцене побывает вся труппа театра, включая художественного руководителя. И все будут читать Вознесенского.

Наверное, почти так же людно было на вечерах Андрея Вознесенского в Политехническом. В зале есть и те, кто помнит эти встречи. Для друзей Вознесенский навсегда останется отдельной страницей в биографии.

«Он, конечно, свинтил из русских слов совершенно необыкновенные метаморфозы. И он выразил нашу боль, нашу общую надежду, может быть, целых поколений в стихах», – говорит режиссер, народный артист СССР Марк Захаров.

И куда же без его особенной манеры прочтения? Ученик Бориса Пастернака, шестидесятник, гонимый за антисоветчину, лауреат Госпремии, печатавшийся в подпольном альманахе, этот спектакль Андрей Вознесенский открывает сам.

«Андрей Андреевич Вознесенский, это молодая Таганка. Нам лет по 25 – 27. И это, в общем-то, чудо, которого мы в то время не осознавали», – вспоминает народный артист России Вениамин Смехов.

«Я никогда не читала Вознесенского. Я его слушала и слышала, но никогда не читала. И вдруг я в первый раз взяла в руки книжку и просто захлебнулась правдой», – признается заслуженная артистка России Марина Голуб.

Можно ли заразить сегодняшний зрительный зал сложной и в то же время простой, далекой и такой близкой, классической и почти забытой поэзией Андрея Вознесенского? Создатели спектакля каждой его строфой доказывают – да.

«Даже в нашем поколении все равно какие-то штампы. Понятно, это "Антимиры", песни Таривердиева. А так хотелось снять этот налет и разложить это на какие-то абсолютно иные голоса», – заверяет режиссер, заслуженная артистка России Марина Брусникина.

Пока те, кто был знаком с Вознесенским лично, делятся со сцены воспоминаниями, читают его мемуары и интервью, «новая кровь театра» превращает его поэзию в рэперские речетативы. И получается у них свежо и современно.