13.03.2009 | 23:47

Театр "АRТиШОК" показал в столице "Клоунов"

В рамках фестиваля "Золотая маска", в его программе "Маска плюс", театр из Казахстана "АRТиШОК" представил спектакль "Клоуны". Эта философская драма изначально была ответом критикам, которые окрестили клоунами актеров экспериментального театра "АRТиШОК". Идею подсказал французский режиссер Кристоф Фетрие, а в основу спектакля легли клоунские репризы более или менее давнего циркового прошлого. Рассказывают "Новости культуры".

1910 год. Город Верный (бывшее название Алматы). Все вокруг в ожидании экологической катастрофы. Землетрясение – реальный исторический факт. На фоне этих тревожных предчувствий в городе впервые появляется цирк.

Пять человек встречаются и решают создать цирк. В эпоху перемен, потрясений и страха они просто забываются на манеже и ставят свои странные номера. "Это очень странно. В реальном мире кучка людей, которые делают что-то такое, совершенно странное и нереальное. И, может быть, даже никому не нужное", – говорит актриса Вероника Насальская.

У каждого актера есть свой прототип – реальные клоуны ХХ века. К примеру, Вероника Насальская сразу поняла, что будет играть Юрия Никулина. Сходство налицо. В спектакле его имя – Джакомо, добрый клоун. Злой белый клоун – Карл Валентин, клоун Чепуха, у которого не сложилась актерская карьера, сомнамбула и музыкант Ром – вся эта странная компания закрыта от реального мира и в то же время отражает его, как зеркало.

По мнению режиссера Галины Пьяновой, клоунада – это не юмор, а сатира. "Злыми клоуны становятся именно в моменты каких-то перемен, кризисов. И поэтому спектакль получился достаточно, думаю, злой и, может, даже в чем-то агрессивный", – замечает режиссер Галина Пьянова.

В спектакле возродили известные клоунские репризы ХХ века. Номер "Отелло" из цирка Саломонского, "Сомнамбула" Тристана Реми, а ближе к финалу – "Продажа цирка" Карла Валентина. В постановке много акробатических трюков. Работая над ними, актеры консультировались с цирковыми мастерами. "Это импровизация, это гротеск, много элементов физического театра, есть элементы contеmporary dance – то есть это такой компот", – добавляет режиссер.

Все эти странные герои размышляют о том, нужен ли вообще весь этот цирк? Кто-то из них уходит, а шапито, в конце концов, продают.