16.03.2009 | 11:24

Искусство на грани науки

"Геометрических бабочек", "Протезированную голову" и даже "Живые татуировки" можно увидеть на выставке "Наука как предчувствие", которая открывается сегодня в Москве. Это первая в России экспозиция, посвященная сайнс-арту – направлению, в котором современное искусство соединяется с новейшими научными разработками. Темы, которые поднимают художники, волнуют не только ученых, но и все человечество. Какими будут взаимоотношения человека и машины в будущем? Допустимо ли клонирование? Как изменяется человечество под воздействием технологий? О подготовке экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Конец традиционных представлений о прекрасном – в Москву привезли выставку сайнс-арта. В качестве экспонатов – роботы-массажисты, виртуальная голова художника, разговаривающая с посетителями при помощи компьютера, искусственные насекомые, летающие города, и это еще далеко не полный список. "Здесь мы представляем проекты художников, которые работают с новейшими технологиями: робототехникой, биогенной инженерией, искусственной жизнью, программингом. Это совсем новые технологии для России, для художественного пространства России", – замечает куратор выставки Дмитрий Булатов.

Дословно сайнс-арт переводится как "искусство на грани науки". Художники, работающие в этом направлении, используют высокотехнологичные интеллектуальные устройства. Но это всего лишь яркая упаковка. По сути, сайнс-арт не предлагает ничего нового и поднимает вечные вопросы: куда движется мир и как сделать его счастливым? Ответы, которые дают современные западные художники, вселяют некоторое беспокойство. "Из-за того, что мы уже относительно долгое время эволюционируем совместно с роботами, мое убеждение, что мы до некоторой степени уже киборги. Если бы все роботы исчезли, люди бы уже не были такими, какие они есть сейчас", – поясняет художник Кен Ринальдо (США). Раньше он был танцовщиком балета, а последние несколько лет преподает в университете Огайо предмет "Теория и практика роботехнической скульптуры". На Западе есть уже и такая. Сайнс-арт утверждает: произведением искусства может стать что угодно, а художником – кто угодно, в том числе микробиологи и генные инженеры.

Среди экспонатов московской выставки можно увидеть даже плод совместного творчества архитектора и целого научно-исследовательского института. Парящие кубы придумал еще сто лет назад русский конструктивист Георгий Крутиков. Он выдвинул идею летающих городов. "Канадский художник совместно с институтами исследовательскими изобрел летающие робо-кубы, которые моделируют стайное поведение, как стая птиц. Они чувствуют друг друга, каждый из них оборудован бортовым компьютером и двигателем. Они сделаны из очень легких материалов. Они парят в воздухе и ведут себя, как стая", – рассказывает куратор выставки Дмитрий Булатов.

Бактерии, разъедающие картины; искусственная кожа, выделяющая пот; клонирвоание, тотальная перестройка человеческого тела. Художники сайнс-арта раздвигают границы допустимого в искусстве, вторгаясь в область, которая в научном мире считается запретной. До сих пор не решен вопрос о художественной ценности подобных экспериментов. Впрочем, очевидно, что современные западные художники окончательно запутались в компьютерных проводах.