16.03.2009 | 20:09

Выходной день в музее имени Пушкина

Понедельник - выходной день в большинстве музеев страны, но для корреспондентов "Новостей культуры" снова сделали исключение. "Новости культуры" побывали в музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Людей здесь сегодня, конечно, меньше, чем обычно, зато суеты они устраивают гораздо больше, чем простые посетители. Звук, из-за которого в любой другой день поднялся бы настоящий переполох, в понедельник в музее просто не замечают.

Редкие минуты, когда отдельные картины в залах отключают от сигнализации. Но в этот момент за каждой из них неотступно следует научный сотрудник – оставлять без присмотра, даже в руках у опытных рабочих, не положено. Как посреди этой беготни работают художники, копирующие картины французских мастеров, непонятно.

Евгений Демаков, художник: "Недостаточно работать с натуры, важно знать, как писали старые мастера, потому что эта школа практически утрачена, великая школа".

Собственно, суета вызвана возвращением нескольких картин из этой экспозиции с выставки в Сеуле. Среди работ, занимающих свое законное место, "Геркулес" и "Омфала" Буше.

Любовь Савинская, сотрудник ГМИИ им. Пушкина: "Она готовилась к выставке, она была у реставраторов. Публика ее не видела уже полгода". Так что она теперь вернется на место, и люди смогут увидеть шедевр, про который у нас довольно много спрашивают. Она вернулась в полной сохранности".

Когда в музее говорят, что экспонат побывал у реставратора, к форс-мажору это не имеет никакого отношения. Тщательный осмотр и оценка состояния – обязательная процедура перед отправкой работы на выставку и по возвращении.

Понедельник - это день, когда в залы высыпает практически весь научный состав музея. Когда еще можно спокойно отодвинуть от стенки "Плененного Дакка" и обновить на нем тонировку. Или провести обряд "обеспыливания" скульптур.

По-другому этот процесс и не назовешь. Это хоть и слепки с античных статуй, но больше, чем за сто лет они сами стали культурной ценностью.

Константин Корганов, сотрудник ГМИИ им. Пушкина: "По всей Европе делали слепки, и тонировка здесь родная. И если протирать тряпкой мокрой, то тон сойдет, и гипс такой хрупкий, что любое прикосновение – отваливаются детали".

В Г,реческом зале вообще творится священнодействие. Эти картины не видели света уже более полувека. С вала, на котором они хранятся, их разворачивают буквально на несколько минут, для того, чтобы выбрать, какие из них появятся на выставке через год. Полотна отбирает лично Ирина Антонова.

Обратно на вал картины сматывают так же быстро – за этот короткий понедельник еще много всего надо успеть.