17.03.2009 | 11:38

К двадцатилетию Музея кино

В конце марта столичному Музею кино исполняется двадцать лет. Этому событию посвящена двухнедельная ретроспектива фильмов "Парад даров", которая открывается сегодня в Центральном доме художника. В юбилейную программу вошли ленты всемирно известных кинематографистов, подаренные музею в разные годы. К сожалению, у Музея кино нет собственного зала для показа фильмов. Сейчас его программы идут на площадках московских кинотеатров, а богатейшие фонды размещены на территории киностудии "Мосфильм". Рассказывают "Новости культуры".

"Навести порядок невозможно. Приходят все новые и новые материалы. Ставить уже некуда", – замечает директор Музея кино Наум Клейман. Эскизы к фильмам – это последние поступления. Их атрибутируют и отправят в фонд изоматериалов. Там же хранятся эскизы декораций, костюмов, реквизита, грима и комбинированных кадров. "Здесь очень удачно скомбинирован кадр из фильма, уже наложенный, и эта дорисовка города к фильму "Емельян Пугачев". На черном фоне снималась массовка. На нейтральный фон потом наклеили изображение со снятым материалом, и в итоге в фильме получился комбинированный кадр", – посняет хранитель фонда изоматериалов Музея кино Кристина Юрьева.

За сухим музейным словом "изоматериалы" стоят уникальные экспонаты: живописные работы Андрея Тарковского, коллажи, сделанные Параджановым из всякой подручной всячины. "Это волшебный фонарь начала века. Еще не было электричества, еще была спиртовая или масляная лампа", – показывает хранитель фонда Музея кино Эмма Малая. Волшебная лампа – продукт докинематографической эры, а "моталкой" называли монтажный стол. Именно на нем монтировали всю военную хронику.

Музей кино – это не просто хранилище раритетов. Здесь можно изучать все этапы зарождения кино – от замысла до воплощения. "Я до конца школы думал, что хочу стать биологом, и даже поступил на биофак. А благодаря Музею кино, в который я начал ходить, я с биологического факультета ушел. Знакомство с Музеем кино было, как фанатическая болезнь. Я в какой-то момент понял, что я хожу туда два раза в день, смотрю по два сеанса", – рассказывает режиссер Борис Хлебников.

Алексей Попогребский узнал о существовании Музея кино от Бориса Хлебникова. Сейчас он считает, что именно это место стало для него киношколой. Ведь профессионального образования у режиссера нет. "Когда я стал ездить по Европе у меня появилось такое хобби: я сравнивал программы. В любом крупном городе мира есть музей кино или синематека. У них вывешивают брошюры, что там идет. У меня было предметом гордости, что программа в Музее интереснее, чем во многих мировых столицах", – отмечает Попогребский.

Показы артхаусного кино, инициированные музеем, происходят в нескольких кинотеатрах столицы. "В ближайшие месяцы у нас будет Итальянский фестиваль нового кино, будет французский фестиваль "Экспо-синема", мы покажем на "Черешневом лесе" антологию музыкального фильма", – обещает Наум Клейман. Он уверяет: музей может быть не только академической анфиладой, но и интерактивным проектом. Директор верит: Музей кино будет современен и интересен любой аудитории.