18.03.2009 | 12:03

"Другое пространство" – фестиваль, призванный отличаться

Сегодня в Москве завершается первый фестиваль актуальной музыки "Другое пространство". Этот смотр задумывался как атака и как дебют. Атака на привычные формы исполнения и восприятия современной музыки, а дебют – для нового поколения композиторов-авангардистов. Их сочинения организаторы фестиваля буквально столкнули в одной программе с произведениями признанных мэтров "новой музыки" – Кейджа, Штокхаузена, Тарнапольского и других. О том, что из этого вышло, рассказывают "Новости культуры".

Помещение, похожее на хозяйственный склад, это бывший буфет. Где же еще могли расположиться любители гастрономических изысков, как не в Трюме имени мастера изысков театральных – Мейерхольда. О славном прошлом буфета-кафе-ресторана (в разные времена статус менялся) сейчас напоминают кухонные столы. Теперь это гримерка нарушителей филармонического спокойствия. Композиторы Владимир Горлинский и Алексей Сысоев перед концертом проверяют партитуру и аппаратуру.

Мультиинструменталист Горлинский под свою композиционную идею придумывает инструмент – будь то доска, или ведро с палкой. Любое передвижение по городу с таким предметом вызывает неподдельный интерес прохожих.

Горлинский – ученик Владимира Тарнопольского – стал одним из первых претендентов на участие в фестивале "Другое пространство". Это особенный фестиваль. "Он ставит особые цели: создать единое пространство для композитора, исполнителя и слушателя, когда они общаются вместе", – говорит председатель художественной коллегии филармонии Алексей Шалашов.

Общаться в "Другом пространстве" будут не так, как на других фестивалях современной музыки, которых на сегодняшний день насчитывается немало.

Фестиваль "Московская осень" в прошлом году отметил тридцатилетие. Другое завоевание фронта современной музыки – фестиваль "Московский форум" – создан Владимиром Тарнопольским. Это музыкальное "окно в Европу". Прорубив его, организаторы долго рассматривали западный авангард, а потом сравнивали его с отечественным. Занятие оказалось увлекательным и увлекающим. Уже два года по осени считают еще один фестиваль. "Новые горизонты" в Санкт-Петербурге – детище Валерия Гергиева. Фестиваль масштабный, созданный на базе Мариинского театра, где есть место и классике, и современной опере.

Фестиваль "Другое пространство" был обречен отличаться. Решили отличиться другой концертной площадкой и иной художественной стратегией. "Этот фестиваль замечателен тем, что музыка выходит за пределы собственных форм. Она внедряется в пластику, внедряется в видеоарт, в кинофильм. Одновременно фильм внедряется в музыку, и возникает целостная культура", – рассказывает куратор фестиваля Виталий Пацюков. Впрочем, это вторжение произошло еще в 1920-е годы, когда немец Оскар Фишингер создал фильм "Движущаяся живопись". Рисованной анимацией он визуализировал музыкальные формы. Это и было показано на фестивале.

Еще одно ноу-хау нового музыкального смотра – плотный и напористый режим. Фестиваль "Другое пространство" активно доносит до слушателей современную музыку. Ранее ни один из отечественных фестивалей такого себе не позволял: шесть часов современной музыки в режиме нон-стоп три вечера подряд. Два часа музыки, небольшой перерыв на кофе-брейк, а затем – снова, будьте добры в Трюм Мейерхольда.

Фестиваль "Другое пространство" пока только пунктиром наметил то, что потом назовут концепцией. Поэтому многое из того, что станет визитной карточкой, руководители фестиваля заявляют в предположительном модусе. "Не должен бы он быть фестивалем крутого, жесткого авангарда. Это должен бы быть фестиваль разный. Но посмотрим, как получится", – замечает художественный руководитель фестиваля Александр Чайковский.

Читайте также:
Первый фестиваль актуальной музыки "Другое пространство"