18.03.2009 | 13:42

Люк Бессон: "Мне интересны экстраординарные истории"

Сегодня знаменитому французскому режиссеру Люку Бессону исполняется пятьдесят. Создатель культовых лент "Голубая бездна", "Никита", "Леон" никогда кинорежиссуре не учился. Впрочем, Бессон не только успешный режиссер, сценарист и продюсер, но еще и сказочник, написавший серию книг о приключениях маленького мальчика Артура. У фильмов Бессона множество поклонников. Тем не менее, сам режиссер признается, что предпочитает общаться с детьми. По его словам, взрослые редко слушают, что им говорят. Рассказывают "Новости культуры".

Это он придумал сентиментальную историю про киллера Леона, и, вложив в руки маленькой девочки оружие, сделал Натали Портман мировой знаменитостью. При этом Люка Бессона сложно назвать enfant terrible французского кино, ведь он, так и не став ужасным, остался просто ребенком. По крайней мере, Бессон сам утверждает, что все его киноистории родом из детства. Тогда он придумывал сюжеты, а повзрослев, стал их снимать. В его лиричной "Голубой бездне" – неосуществленные мечты маленького мальчика. В детстве Бессон хотел посвятить свою жизнь изучению дельфинов. В итоге снял фильм – признание в любви знаменитому ныряльщику Жаку Майолю.

Можно до хрипоты спорить о том, какой фильм в карьере режиссера Бессона самый главный. После черно-белого полнометражного дебюта под названием "Последняя битва" Бессона стали причислять ко второй французской "новой волне". После "Пятого элемента" из этого списка его навсегда вычеркнули. Не спасла и "Жанна Д'Арк". Что уж говорить о его продюссерском проекте из череды бесконечных "Такси".

"Для того чтобы снять обычную историю, достаточно зайти к соседу и посмотреть, как он живет. Мне интересны экстраординарные истории. Так и появлялись мои дельфины Жаки, убийцы Леоны, ну и минипуты. Мне интересно проживать нереальные жизни, поэтому я устраиваю себе такие путешествия, снимая фильмы", – так Бессон говорил два года назад, когда представлял в Москве свой сказочный проект про мальчика Артура – то есть про себя. Люк Бессон решил, что не будет больше снимать фильмы, и начал писать сказки.

"Это французский язык образованного человека, кинематографиста, который не очень заботится о чистоте своей речи, который говорит не очень длинными фразами, но очень понятно. Главное, он дает объяснения. Видимо, эти объяснения он дает на съемочной площадке режиссеру, сценаристу – всей постановочной группе", – говорит переводчик книг Люка Бессона Елена Морозова.

Сказочник Бессон, впрочем, решил все-таки экранизировать и анимировать придуманный им мир. Московская школьница Юлия Халметова четыре года назад побывала на съемочной площадке Люка Бессона. Двенадцатилетняя девочка, нарисовав принцессу Селестину, героиню сказки Люка Бессона, победила в конкурсе и выиграла поездку во Францию. "Сначала я видела, как он снимал фильм. А потом я подошла к нему, мы поговорили. Я нервничала, еще был переводчик, поэтому было сложновато общаться. Но, по-моему, он очень добрый и напоминает Карлсона", – вспоминает Юлия Халметова

Кстати, отдельная гордость Бессона – озвучка сказочных персонажей. В англоязычной версии свой голос принцессе подарила Мадонна, а в российской – Нелли Уварова. "Сразу было условие, что утверждает Бессон. Более того, в течение полугода я ждала результатов. Я вообще люблю озвучивать мультики, а тут просто героиня-подарок – активная, решительная, есть юмор, есть опасные ситуации, есть ситуации, в которых происходят открытия любовь", – замечает Уварова.

Стать героиней его фильма – это действительно настоящий подарок. Правда, пока Бессон все больше отдает предпочтение героям анимационным.