18.03.2009 | 14:11

Арсений Эпельбаум научит публику играть

Арсений Эпельбаум – представитель знаменитого семейного театра "Тень". Его родители – Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум – дважды получали премию "Золотая маска" в категории "Новация". В прошлом году в этой номинации им пришлось конкурировать с собственным сыном. Спектакль Эпельбаума-младшего для четырех актеров и двенадцати зрителей под названием "Optimus Mundus" был тепло встречен театральной критикой. Похоже, в некоторых семьях ген новаторства передается по наследству. Рассказывают "Новости культуры".

Арсений Эпельбаум репетирует кукольное шествие под музыку Вивальди со своей подругой Ольгой Зейгер. Фанерные мальчик и слон плывут навстречу друг другу на шелковых лентах. Легким движением руки розы превращаются в птиц фламинго. "Сначала Бог создал растения, а потом переделал их в животных", – говорят герои.

Арсений и Ольга репетируют не для того, чтобы показать это публике, а для того, чтобы научить публику играть. "Времена года" Арсения Эпельбаума не спектакль, а проект мастер-класса. "Надо сделать такой спектакль, который одинаково будут играть дети и народные артисты", – поясняет режиссер.

Двенадцать детей за три дня освоят эти мизансцены и смогут показать спектакль своим родителям и друзьям. Такой опыт каждому необходим, считает режиссер, которому повезло в театре родиться и вырасти. Его родители – Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская – создатели семейного театра "Тень". "Я удачно попал в театр в детстве, когда не отличал окружающую жизнь от театра. Ты встаешь с утра, и уже в театре", – говорит Арсений. Театр для него повсюду. Все театральные автоматизмы – предмет игры, а все театральные условности вариативны. "У нас будет такой спектакль про актера, который сидит в гримерке на протяжении всего спектакля, и играть его мы будем в гримерке", – замечает режиссер. Именно таким будет "Гамлет" Арсения Эпельбаума. Он расскажет его, с точки зрения актера, исполняющего роль Фортинбраса.

Жизнь исполнителя эпизодической роли Арсений знает не понаслышке. пятнадцатилетним студентом Школы-студии МХАТ он выходил в такой роли на сцену театра "Сатирикон". "Так часа два одеваешься, выбегаешь из кулис в кулисы", – вспоминает он. Теперь Эпельбаум не актер, а режиссер. Он знает, как из второстепенного сделать главного и очень смешного.

Идеи из Арсения Эпельбаума бьют фонтаном. В них есть ребячливость, легкость, любовь к игре и толика комического нарциссизма. "Я придумал такой автомат "бесполезная машина". Кидаешь монетку – и они голову наклоняют", – рассказывает Арсений. Сегодня ему двадцать два. Университеты уже позади. Дел много. "Тут Гришковец придумал такую вещь: дуэль, Дантес не убивает Пушкина. Пушкин смотрит в зал и спрашивает: "Что дальше?". У нас с ним один вопрос", – утверждает режиссер.