19.03.2009 | 12:41

85 лет со дня рождения Льва Кулиджанова

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения кинорежиссера Льва Кулиджанова, одного из первых шестидесятников в отечественном кино. Он создал такие пронзительные фильмы как "Отчий дом", "Когда деревья были большими". Кулиджанов двадцать лет руководил Союзом кинематографистов СССР, сменив на этом посту темпераментного Ивана Пырьева. "Спящий лев" – так называли его коллеги – всегда был готов помочь и советом, и делом. Сам Кулиджанов никогда не зависел от чужого мнения, искренне любил всех своих героев и не уставал повторять: "Самое интересное, что может снять кинематографист, это человеческое лицо". Рассказывают "Новости культуры".

Первокурсником ВГИКа Кулиджанов был дважды. Поступив в 1944 году в мастерскую Козинцева, через год учебы он покинул ее. Голод и неустроенный быт подорвали здоровье и заставили его вернуться в родной Тбилиси. Он писал для газеты "Заря Востока", работал экскурсоводом и даже участвовал в геологических экспедициях, где и встретил свою судьбу – будущую супругу Наталью Фокину. Вместе они вернулись в Москву, и она уговорила его сделать вторую попытку. Конкурс тогда был огромный, ведь мастерскую набирал знаменитый Сергей Герасимов. "Герасимов во всех смыслах давал студентам очень много. И какая-то ориентация в жизни, и гражданская позиция, профессиональные навыки", – говорит кинодраматург, вдова Льва Кулиджанова Наталья Фокина.

Двадцать лет Кулиджанов возглавлял Союз кинематографистов. Благодаря его стараниям был сохранен архив Эйзенштейна, создан Музей кино. Кулиджанов-чиновник часто отодвигал Кулиджанова-режиссера на второй план, но отказаться от общественной нагрузки было не возможно. "Аморально было сказать: "Нет", потому что его уговаривали его же друзья и сверстники. Он был не один, он представлял поколение", – поясняет Наталья Фокина.

В фильмографии Кулиджанова одинндцать картин. Первые две он поставил вместе со своим однокурсником Яковом Сегелем. "Они же очень разные люди. Яков, тот с темпераментом, а Лев Александрович был вдумчивый, очень интеллигентный", – рассказывает заслуженный артист России Владимир Земляникин. Во время съемок картины "Дом, в котором я живу" у режиссеров было два повода для споров. Кулиджанов был крайне не доволен идеей Сегеля поджечь надпись "1941" и долго сопротивлялся его уговорам сыграть роль отца Гали. Но в итоге уступил во всем.

В 1961 году Кулиджанов снял фильм "Когда деревья были большими". На главную роль он пригласил Юрия Никулина и впервые открыл драматический талант актера. "Вдруг все стало получаться с приходом Юры. Правда, была попытка прикрыть картину", – вспоминает Наталья Фокина. Комиссия по закрытию фильма посчитала, что в советском кино главным героем не может быть аморальный человек. Однако Кулиджанову удалось отстоять картину, и съемки продолжились. В съемочной экспедиции принимала участие вся семья: Наталья Анатольевна – редактор кинообъединения Герасимова – и двое сыновей. Младшему, Сергею, даже доверили сыграть эпизод.

Девочки, сыгравшие в картине "Умирать не страшно", это внучки Кулиджанова. Младшая, Евгения, сегодня учится в мастерской Алексея Учителя, а старшая, Мария, дипломированный киносценарист. Тогда, в 1991 году над этой картиной вновь работала вся семья. К тому времени Кулиджанов уже не был первым секретарем Союза кинематографистов, но режиссером он остался до конца своих дней.

Читайте также:
Лев Кулиджанов: "Я был прирожденный киноман"