14.06.2012 | 10:15

Выставка "Александр Борисов и выпускники его мастерской"

К юбилею патриарха отечественного кинематографа, ветерана киностудии «Мосфильм», народного художника России Александра Борисова приурочена выставка, которая открывается в залах Российской академии художеств. Графика, эскизы декораций ко множеству легендарных фильмов разных лет, созданных мастером, будут показаны в окружении работ его учеников. Александр Борисов задумал эту выставку как воспоминание о пройденном пути, стремясь поддержать у сегодняшних кинохудожников желание рисовать вручную, вопреки широко распространившемуся методу создания декораций с помощью компьютера. Рассказывают «Новости культуры».

Настоящим потрясением стал для юного Александра Борисова фильм Джеймса Уйэла «Человек-невидимка», снятый по роману Герберта Уэллса и ставший первой дублированной кинолентой в СССР. Однако поработать в фильмах ужасов Борисову так и не довелось, о чем художник, впрочем, не жалеет. В списке его работ и так самые рейтинговые советские фильмы. Выпускник ВГИКа, он попал не к кому-нибудь – к самому Довженко. Работал с ним над «Поэмой о море». Картиной, которую мэтр так и не снял – скончался.

«Мы выбирали натуру, мы прошли подготовительный период, уже стояли декорации и вот тут такое известие, – вспоминает Александр Борисов. – Но я рад, что я понял про этого человека, которого я боготворил, в общем-то».

Эскизы декораций к фильмам Эльдара Рязанова несколько отличаются от того, что мы видим в самих картинах. Так «квартира 12» по адресу «3-я улица строителей, дом 25» поначалу была практически пустой.

Кстати, авторство эпизода из «Иронии судьбы…» с купанием одетого Ипполита приписывают Александру Борисову – он нарисовал эскиз, режиссер включил задумку художника в фильм.

У Рязанова с Борисовым – более десятка совместных фильмов. Почти все стали культовыми. Интерьер научно-исследовательского института, в котором члены кооператива выбирают «крайнего», недостойного гаража; кабинеты Самохвалова и Калугиной Людмилы Прокофьевны в «Служебном романе»; все помещения и укромные уголки огромного «Вокзала для двоих». Рязанов, конечно, не мог не прийти на открытие юбилейной выставки художника и даже подготовил несколько баек со съемочных площадок.

Не менее прочным оказался союз Борисова с Сергеем Соловьевым. Режиссер пригласил тогда уже известного художника в свой полнометражный дебют – «Егор Булычов и другие». Затем были «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Анна Каренина».

«Кино – это огромный мир, и в нем нужно правильно существовать, – говорит Сергей Соловьев. – И вот Борисов, он правильно существует в этом мире, и он меня не научил, этому я сам у него учился».

В экспозиции – не только эскизы декораций к фильмам, но и к театральным постановкам. Станковые работы Александра Борисова – пейзажи, натюрморты, портреты. Раскрыть многогранный талант художника – главная цель этой выставки.

«У него не просто подход, а переживание каждую тему, – говорит художник Борис Мессерер. – Он совершенно осмысливает все эскизы разные, но они объединены его творческой манерой, но такого разнообразия я даже не припомню».

Свое 85-летие художник отметит еще только в сентябре. Гости раньше времени Борисова не поздравляют – но дарят цветы.

Дарили мастеру цветы и его студенты. В родном ВГИКе Борисов преподает почти 40 лет. Помня, как его не приняли в киевский художественный институт с формулировкой «вас надо полностью переучивать», своих канонов молодым не навязывает – учит главному.

«Я стараюсь их научить думать, – говорит художник. – Я считаю, что это самое главное в искусстве».

Многие из его студентов пошли по стопам мастера – Борисов воспитал целую плеяду талантливых и главное, востребованных художников кино. Считая их продолжением самого себя, Александр Борисов часть пространства юбилейной выставки отдал их работам.