14.06.2012 | 10:25

В Кишиневе подвел итоги Первый Молодежный театральный форум

Молодежный театральный форум в Кишиневе подвел итоги. В смотре, который проводится впервые, приняли участие режиссеры, драматурги, сценографы и критики. Цель форума - познакомить молодых театральных деятелей из разных стран, создать единый культурный контекст на постсоветском пространстве. На разных площадках прошли спектакли, мастер-классы, семинары. Жюри конкурса объявило трех лучших молодых режиссеров. Рассказывают «Новости культуры».

Восемь дней Молодежного театрального форума в Кишиневе – редкая возможность в короткое время в одном месте увидеть спектакли почти из всех стран бывшего Советского союза. И попробовать понять, где, как и про что ставят сегодня молодые режиссеры.

У режиссерского штурвала сегодня – племя младое, незнакомое – с ударением на незнакомое, шутят члены жюри Форума – мэтры современного театра. Среди них – актер Игорь Ясулович, театровед Алексей Бартошевич, критик Елена Дьякова, режиссеры – Владимир Панков и Адольф Шапиро.

«Если бы не было потребности в этой встрече – не приехали бы ни армяне, ни грузины, азербайджанцы, ни латыши – все кто тут собрались, – считает Адольф Шапиро. – Приходит время, когда разговор соседей друг с другом становится насущным делом».

Екатерина Аверкова из Белоруссии привезла спектакль «Офис» по пьесе немки Ингрид Лаузунд – с подзаголовком «бесхребетность в одном действии» – о таких разных и одинаковых офисных менеджерах, жертвах общества потребления. Скромный текст пьесы обернулся множеством постановочных находок. Жюри признало Аверкову лучшим режиссером смотра. В свои 28 она – уже два года как главный режиссер Могилевского областного драматического театра. За ее плечами – и классика, и новая драма. На Форуме Аверкова внимательно присматривается к другим – хорошо бы отобрать что-то для собственного фестиваля – Март-контакт. Такая возможность выпадает совсем нечасто.

«Самая главная, основная и первая проблема – это образование, – говорит Екатерина Аверкова. – К сожалению, оно сейчас в Белоруссии, особенно то, что касается режиссеров, на очень низком уровне. И это связано, когда был вот тот же Советский союз, режиссеров посылали на стажировки в Москве, они могли пройти курс обучения».

Вторую премию жюри отдало режиссеру из Латвии Карлису Круминьшу за спектакль «Пилигрим». Если верить Круминьшу, сегодня в Латвии моден такой театр: режиссер предлагает актеру мысль, актер импровизирует на ее основе. Из этого рождается спектакль, который после уже записывают как пьесу. Однако сам Карлис победил в Кишиневе с постановкой по готовой пьесе финна Кристиана Смедса – искренней истории о поиске Бога, еще более пронзительной в исполнении молодых актеров. Для глубины погружения в действие Карлис собрал зрителей прямо на сцене – вокруг стола, на котором актеры рисуют историю мелом и какими-то странными предметами.

«Нельзя получить полноценное представление о культуре той или иной страны по одному спектаклю, – говорит Карлис Круминьш. – Но понять, кто как думает, можно. И это открывает мышление – внутри своей страны, не высовываясь, ты как будто в коробке. И дело не в правилах и традициях – сами идеи одни и те же, потому что люди одни и те же. А здесь на Форуме идеи пересекают границы».

Третья премия досталась армянскому режиссеру Нарине Григорян за моноспектакль «Полет над городом» – театр в формате 3D, где для слепой девушки оживают не только звуки, но и запахи. На не всегда простую судьбу молодых режиссеров в Армении Нарине смотрит с оптимизмом.

«Если кто-то очень хочет, невозможно, чтобы не нашел – даже можно и в квартире, и на крыше сделать – я лично такого мнения», – считает Нарине Григорян.

Молодо-зелено – все, как на улицах Кишинева в начале лета. Первый Молодежный театральный форум войдет в историю как импульс для сближения театральной молодежи постсоветского пространства. Ведь когда знаешь, что происходит в головах и на сценах ближайших соседей, мир на самом деле становится больше.
 

Читайте также: 

Международный Молодежный театральный форум открылся в Кишиневе