19.03.2009 | 19:42

Алексей Архиповский – Паганини балалайки

Великого итальянского скрипача Николо Паганини подозревали в колдовстве, а его имя стало символом исполнительства за гранью человеческих возможностей. Нынешних виртуозов называют Паганини рояля, кларнета или даже ударных. Но Паганини балалайки – этот титул даже сегодня звучит несколько экзотично. Однако его удостоился Алексей Архиповский. О единственном концерте музыканта в Петербурге рассказывают "Новости культуры".

Балалайка – это не русский народный инструмент – вот кредо Алексея Архиповского. У музыканта тысяча концертных лиц, и среди них есть образ деревенского дурачка-балалаечника. Впрочем, это лишь маска большого артиста. "Калинка" и "Светит месяц"? Не дождетесь.

Таривердиев, Жан Мишель Жарр, Бах и Людвиг ван Бетховен – переложение для балалайки соло. С немыслимой легкостью Архиповский чередует стили и маски, превращаясь из бедного шарманщика в солидного академического виртуоза. "Наверное, это все игра. Перебираю знакомые, полузнакомые темы. Смотрю, как зритель на них ведется. Я вместе с ними участвую в процессе", – говорит музыкант.

Впрочем, Алексей Архиповский лукавит, сводя свой талант к веселому мастерству музыкального коллажа. Конечно, сентиментальная мелодия неизменно обрывается балалаечным хохотом. Но однажды шутник забывается в музыке, и тогда в ней звучит тысячелетняя история скоморохов.