20.03.2009 | 11:37

"Мадригальные оперы" Монтеверди – версия Гинтараса Варнаса

Барочная опера для оркестра, солистов и кукол-трансформеров. Такой необычный спектакль привез на "Золотую маску" литовский режиссер Гинтарас Варнас. "Мадригальные оперы" Монтеверди объединили два опуса итальянского композитора: "Поединок Танкреда и Клоринды" и "Балет неблагодарных". Сам режиссер называет свое детище "барочным этюдом". Впрочем, смешение театральных жанров – это далеко не все странности литовской постановки. Рассказывают "Новости культуры".

Если увидеть, как клавесин поднимают под потолок театра, может возникнуть ощущение, что Гинтарас Варнас решил перевернуть с ног на голову буквально все. Вместо оркестровой ямы перед сценой режиссер воздвиг оркестровую гору за ней. "И по художественным целям, и по технологическим лучше, чтобы оркестр был наверху. И во второй части получается, что он над облаками", – поясняет режиссер.

Гинтарас отправил на задворки сцены не только музыкантов, но и певцов. При этом он заявляет, что обожает ставить оперу. "Если бы это играли люди, это было бы банально, и был бы нафталин. Выходят два актера в латах и начинают битву", – продолжает Варнас.

В этом спектакле используется сразу несколько видов кукол. Они разваливаются на части, перемешиваются, собираются вновь, взаимодействуют с певцами, изредка выходящими на авансцену, и даже сливаются с ними в единое целое. За все это великолепие в постановке отвечает Юлия Скуратова. Она и сценограф, и создатель кукол, и художник по костюмам. Разделить эти ипостаси просто не возможно.

Гинтарас Варнас отказывает не видит в кукольной опере ничего не обычного. Более того, он говорит, что почерпнул эту идею из традиций барочной оперы. "Те труппы, которые были не богаты, чтобы не возить огромные декорации, делали маленькие куклы и с ними что-то делали. То есть такая весть из XVII века была", – добавляет он. Речь об экономии в этой постановке явно не идет. Стоит лишь обратить внимание на огромные куклы из морализаторского "Балета неблагодарных". "Не любили мужчин – то есть остались старыми девами и попали в ад. Это такая версия Монтеверди", – рассказывает режиссер.

Эту постановку вполне можно назвать "авторской версией Монтеверди", ведь даже жанр этих произведений вызывает споры. Кто-то относит их к первым опытам традиционной оперы, а кто-то – к поздним сценическими мадригалам. Разобраться действительно сложно – слишком бурно в то время развивалась музыка. "Музыка начала выходить из своих рамок, музыканты начали слышать музыку по-другому, и в барокко пришло значение слова", – замечает музыкальный руководитель постановки Дариус Стабинскас.

По словам Гинтараса Варнаса, этот спектакль стал первым, но не последним обращением к барочному театру. Успех постановки говорит о том, что он сможет реализовать свою мечту и поставить еще несколько старинных опер.