20.03.2009 | 19:45

Профессия тапер возвращается в кинотеатры

Эпоху "великого немого" реконструируют в петербургских кинозалах. Отныне черно-белые кадры начала прошлого века иллюстрирует живая музыка. Впрочем, человек за роялем – это не просто аккомпаниатор. Спецпоказы превращаются в эффектные перфомансы. О возвращении тапера рассказывают "Новости культуры".

На премьере первого советского блокбастера в 1924 году все было точно так же: афиши по всему городу и переполненный зал. Спустя почти столетие у "Аэлиты" снова успех, ведь на сцене человек за фортепиано.

Такая работа для начинающего композитора Нины Карлсон – первый опыт. Писать музыку для кино она уже пыталась, но никогда не исполняла ее непосредственно в кинозале. "Невозможно вести такую линию, как в современном кино, где была бы общая музыка. Здесь малейший нюанс движений очень важен", – поясняет она.

Все, что не передаст мимика, жест и титры на экране, должен дополнить тапер. Удивление, разочарование, злость – акценты ставит музыка. Искусство тапера – это всегда баланс между импровизацией и выученными нотами. "Каждый музыкант на сеансе может что-то импровизировать, но до этого обязательно идет большая подготовка", – замечает организатор проекта Марина Короткова.

Этой профессии, заслуженно забытой с появлением звукового кино, едва исполнилось сто лет. История сохранила имена лишь тех таперов, которые добились успеха за пределами кинозалов. Например, молодой Дмитрий Шостакович играл во время сеансов в нынешних кинотеатрах "Аврора" и "Родина".

"Любой, кто умеет играть на пианино хоть чуть-чуть, тоже может быть тапером" – с этим утверждением Арсений Трофим не согласен. По его мнению, тапер не просто делает "музыкальные обои", а участвует в создании фильма. Для каждой киноленты он подбирает не только особенное произведение, но и свой инструмент: рояль, диджейские вертушки или компьютер с музыкальными семплами.

Сегодня чаплинский "Малыш", завтра – сюрреализм от Рене Клера. На классику "великого немого" с одинаковым интересом идут и дети, и взрослые. Как говорит сам аккомпаниатор, его киносеансы не только для историков мирового кино. "Это люди, не застрявшие в какой-то прошлой эпохе. Это люди, которым интересно скрещение ушедшего и современного. Люди, которым интересен синтез, которым интересны какие-то события высокохудожественные", – говорит музыкант Арсений Трофим.

На подобных сеансах не бывает пустых кресел. Директоры киноцентров раз в месяц, а иногда и чаще, приглашают таперов с радостью. С их помощью беззвучные страсти столетней давности увлекают ни чуть не хуже современного блокбастера.