20.03.2009 | 23:43

Павел Каплевич. Консультант по фантасмагориям

Павел Каплевич, один из самых ярких и востребованных сценографов столицы, окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ и даже некоторое время работал по специальности, а именно – актером Ленинградского ТЮЗа. Это многое объясняет. Отсутствие специального художественного образования с лихвой восполняется яркой художественной индивидуальностью и артистизмом. Павел Каплевич отпраздновал юбилей. Рассказывают "Новости культуры".

В свой мастерской Павел Каплевич ищет место для вещиц, подаренных ему друзьями на день рождения. "Чайник Малевича – бронепоезд такой", – замечает он. В мастерской художника есть и другие артефакты. "Эта шапочка, которая снималась в Иване Грозном", – показывает он.

Шапочка из фильма Эйзенштейна и еще одна, XVII века, уложены на ткань, изобретенную Каплевичем. "Пророщенная ткань" – так мастер называет свое изобретение. "Тут фокус, что эта ткань и эта соединяются в единое вещество. Вообще я все проращиваю. Этот термин основательный. Прорастать в людей, прорастать в вещи, прорастать в профессии", – добавляет художник.

Консультант по фантасмагориям – такую должность придумали Каплевичу на одном из проектов. Возможно, это самое точное определение его занятиям. "Я могу быть художником, дизайнером, продюсером, кастинг-директором, консультантом, идеологом – мне все интересно", – признается он. Такой многопрофильности Каплевич учился у Рустама Хамдамова. Вместе они работали над фильмом "Анна Карамазофф".

Среди других важных фигур в его судьбе – театральный художник Олег Шейнцис и режиссер Анатолий Васильев. Больше всего спектаклей Каплевич сделал вместе с Владимиром Мирзоевым. Событие последних лет – встреча с Александром Сокуровым. "Он был моя мечта. Когда у меня спрашивали, чего я хочу, я отвечал: "Я хочу сделать оперу в Большом театре и поработать с Сокуровым", – рассказывает он.

Павел Каплевич создал около тысячи костюмов для оперы Сокурова "Борис Годунов" в Большом театре. Затем они вместе сделали "Орестеею" в Михайловском театре, а сейчас работают над "Фаустом". Впрочем, на "Золотую маску" этого года Павел Каплевич номинирован как художник спектакля "Екатерина Великая". Это их совместная работа с Ниной Чусовой.

Путешествуя по всему миру и листая книги, Каплевич собирает банк фактур, а затем водит над фотографиями гобеленов, кованных решеток и резьбы по камню своей блуждающей рамкой. "Это эффект блуждающей рамки. Мы на него оформили авторское право. Она сама по себе ни о чем не говорит, но если наложить на любую фактуру, можно сделать из чего угодно – что угодно", – замечает Каплевич.

Превращения всего во все – в этом суть всех увлечений Павла Каплевича. А увлекаться он умеет энергично и талантливо.