21.03.2009 | 22:10

Спектакль "Капнист туда и обратно"

На сцене столичного театра "Эрмитаж" – история, которая приключилась с комедиографом Капнистом в царствование Павла Первого, пересказанная Юлию Киму Натаном Эйдельманом. Василий Васильевич Капнист, который всего лишь выставил порок по правилам искусств, за время от первого до пятого акта спектакля по своей пьесе был осужден, закован в кандалы, помилован, раскован и золотом осыпан. Спектакль "Капнист туда и обратно" вполне мог быть и трагедийным, если б не его авторы: поэт и композитор Юлий Ким и режиссер Михаил Левитин. Рассказывают "Новости культуры".

Михаил Левитин не стесняется открыто проявить свою гордость. Все-таки об этой постановке он мечтал 20 лет. И уж что-что, а макет программки родился быстро. Красная фигурка Павла Первого и как тень – драматурга Капниста, автора острой сатиры на взяточников "Ябеда".

Михаил Левитин, режиссер: "Мне нужно было безумие, непрочность судьбы художника. Но явленное по Павлу Первому. Чтоб сразу в Урал, Сибирь, кандалы, а потом сказать – молодец".

Исторический анекдот о том, как царь, пока смотрел спектакль, успел сослать и помиловать Капниста, пересказал Юлий Ким. Хватило одного стихотворения. Михаил Левитин взял его за основу своей панорамы русской жизни XVIII века.

Юлий Ким, автор пьесы: "Левитин предложил внести все, что у меня по XVIII веку. А у меня еще "Бригадир", "Недоросль"".

Работали той же командой, что и в Безразмерном Ким Танго. Пространство Давида Боровского оставили нетронутым. Только задействовали ложу – из соображений достоверности ее оформили в точности, как царскую в Александринском театре. Из нее Павел смотрит спектакль. В исполнении Евгения Кулакова непростой образ действительно сложился – причем не нарочито карикатурный.

Евгений Кулаков, актер: "Трепетный, любящий".

Павел то замирает во внушительной позе, то напоминает истеричного юношу, а потом вдруг задает самый главный вопрос: "А вы хотите все задаром, сразу?"

Спектакль получился современным по проблематике.

Михаил Левитин, режиссер: "Как выяснилось, выполнили задание, это глубоко антикоррупционный спектакль. Сам не ожидал, смотрю, взяточники у нас убиваются на корню".

Однако не стоит бояться нравоучительства. Ведь спектакль – из XVIII века, все это было, по словам Юлия Кима, "в прежни годы, когда не было свободы".