21.03.2009 | 22:46

21 марта - Всемирный день поэзии

21 марта – день, объявленный ЮНЕСКО десять лет назад Всемирным днем поэзии. Понятно, что проза такого почета вряд ли была бы удостоена, она и без того заполняет каждый день нашей жизни. Любой мещанин, будь он и не во дворянстве, в совершенстве владеет прозой. Не это подымает ввысь. 21 марта – день тех людей, которые умеют привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. Знают, из какого именно сора рождается та самая дополнительная мера, не определенная потребностями обыденного языка. Есть такое определение поэзии – поэзия – враг обыденности. Сражаться с которой успешно продолжают современные российские поэты. В их мастерскую проникли "Новости культуры".

К современной поэзии многие российские читатели относятся скептически. Сегодня мода на классику. Пушкин, Есенин, Цветаева – лучше вряд ли кто-то напишет. Мы не будем никого переубеждать. Всего лишь хотим показать: и среди современных авторов немало имен, заслуживающих внимания.

Поэт Лев Рубинштейн согласен с классиками: стихи – та же музыка. А значит, их нужно исполнять. И непременно на публике.

Лев Рубинштейн, поэт: "Поэт всегда удивляется языку и с помощью языка удивляет других. Поэзия без фактора удивления – а он как раз коренится в языке, она, на мой взгляд, не существует".

Удивлять – для Льва Рубинштейна дело привычное. Его оригинальную поэтическую форму ни с какой другой не перепутаешь. Каждая строка или строфа - на отдельной карточке. Сборники стихотворений Льва Семеновича иначе как картотеками не назовешь. По его словам, многие из них – в единственном экземпляре, и написаны – либо на старой машинке, либо от руки.

Вера Полозкова тоже пишет стихотворения от руки. В метро, в супермаркете, на бегу – там, где ее застанет вдохновение. Блокнот, лучший друг поэтессы, побывал уже в Петербурге, Владивостоке, Киеве, даже в Индию слетал. Стихотворные впечатления с его реальных страниц затем перекочевали на страницы виртуальные. Вера Полозкова – активный пользователь Интернета. В сети ее стихи невероятно популярны. И все-таки поэт Вера Полозкова – неформат. Премию с таким названием ей вручили в этом году.

Вера Полозкова, поэт: "Ты можешь быть признан читательским сообществом, у тебя может быть большая аудитория, ты можешь собирать клубы, но неформатом ты будешь в глазах профессионального поэтического сообщества, как я, например. Все люди, которые считают себя причастными к этому священнодействию большому, которое называют русской литературой, слышать обо мне не могут – вот поэтому - это неформат".

Собственно, "формат" она или "неформат" – этот вопрос Веру Полозкову занимает меньше всего. Сейчас она играет в театре, участвует в музыкальном проекте, конечно, пишет и много читает. Классиков и современников. Сравнивать которых, уверена Вера, бессмысленно.

Вера Полозкова, поэт: "Могут к тебе подойти и сказать: "Скажите, а кем вы себя считаете – второй Цветаевой или второй Ахматовой?" После чего ты захлебнешься всем воздухом, что у тебя внутри, и скажешь: "Чего? Вы, ребята, серьезно думаете, что есть какая-то иерархия в поэзии?""

В Добровольном обществе охраны стрекоз иерархии как таковой тоже нет. Зато все участники этого поэтического объединения – обладатели почетных, хоть и не очень серьезных званий.

Константин Кедров, поэт, основатель Добровольного общества охраны стрекоз: "У Андрея Вознесенского звание - стрекозавр, у меня –стихозавр. У нас есть огнезавры, у нас есть стрекозы".

А почему, собственно, Общество охраны стрекоз? Столь странное на первый взгляд название поэтического объединения напрямую отсылает к одной из басен Крылова. И той самой стрекозе, которая все лето красное пропела.

Константин Кедров, поэт, основатель Добровольного общества охраны стрекоз: "Мы, например, были на Патриарших прудах у дедушки Крылова. Мы читали дедушке Крылову, выражали ему свое несогласие по поводу стрекозы с тем, что: "Ты все пела – это дело, так пойди же попляши". Пение – это дело, говорили мы Крылову"".

"Пения" - они же "Чтения", ДООСы устраивают регулярно. И не они одни. Только в Москве ежедневно проходит по 2-3 поэтических вечера. В месяц – около сотни. Чтения вошли в моду, как и поэтические журналы. Еще 15 лет назад в России не было ни одного, полностью посвященного поэзии. Сейчас их уже несколько. С завидной регулярностью проходят поэтические фестивали, причем не только в Москве, но и в других российских городах. Поэтов знают, поэзию читают. Это подтверждают и в книжных магазинах.

Современные поэты не боятся экспериментировать. Они предлагают оригинальные подходы и новые идеи. И с классиками ни в коем случае не соревнуются. Да и зачем? Ведь на книжных полках – никакой конкуренции.

Стихотворения юной Веры Полозковой рядом с поэзией самого Пушкина.