23.03.2009 | 11:41

"На дне" – версия Льва Эренбурга

В столице продолжаются показы "Маски Плюс". Впервые в этом году самые яркие спектакли театров России, стран СНГ и Балтии, не вошедшие в основной конкурс фестиваля "Золотая маска", представлены в рамках специального проекта. "Маска Плюс" – это не просто своеобразный бонус столичным театралам. Это единственно возможный способ представить все богатство современных национальных театральных форм на постсоветском пространстве. Сегодня на сцене Центра имени Мейерхольда Небольшой драматический театр из Санкт-Петербурга покажет свою лучшую работу – "На дне". Рассказывают "Новости культуры".

Спектакль "На дне" возник в Небольшом драматическом театре как системообразующий. Режиссер Лев Эренбург собрал команду из пятнадцати актеров, с которыми работает до сих пор. Малые актерские силы не мешают браться за большие классические тексты. "Его надо внимательно читать, чтобы понять. Следовать ему, когда возможно, а когда он не нужен, купировать", – говорит режиссер.

Теперь в спектакле "На дне" нет Медведева, Татарина и Алеши. Многие привычные сюжетные линии переосмыслены, сглажено противостояние Сатина и Луки, а содержатель ночлежки Костылев стал другим человеком. "Михаил Костылев самый невинный, невинно убиенный, всем делает добро", – поясняет актер Евгений Карпов.

Незаметный в пьесе Горького Кривой Зоб получил целый монолог. Эту традиционно мужскую роль играет актриса Татьяна Колганова. "Мы оттолкнулись от текста Горького: "Зоб прижимается к Татарину". Я подумала, это может быть женщина, – замечает она.

В афише честно написано: "Спектакль по мотивам пьесы Горького "На дне"". Впрочем, в этой постановке перетасовка ролей и текста не главное. Важно, что общий замысел получил актуальное звучание. Обитатели горьковской ночлежки – это люди с общим диагнозом . У них нет сил жить дальше. И не стоит клеить героям обычные ярлыки: наркоман, алкоголик или бомж. Ведь всем ясно, что человек не всегда звучит гордо.

Как всякие больные или собратья по несчастью, они откровенны друг с другом. Поэтому в спектакле есть много физиологически откровенных сцен. Их нет у Горького, но в спектакле они смотрятся абсолютно логично. Обитатели ночлежки жмутся друг к другу в поисках тепла. Отсутствие любви и одиночество, по мнению психологов, это диагноз для большей части современного мира. Поэтому сама идея постановки вполне может стать рецептом выживания. "Даже находясь на дне, надо надеяться. А надежда есть любовь, которая везде", – считает Татьяна Колганова.

Спектакль объездил много фестивалей. В Петербурге он идет при неизменных аншлагах уже пять лет. Вероятно, теперь у него появится серьезный конкурент. Лев Эренбург ставит "Три сестры".

Все материалы по теме>>>