24.03.2009 | 12:44

Выходной день в Историческом музее

Красная Площадь, дом 1. Этот адрес известен большинству москвичей, ведь в этом здании располагается Государственный исторический музей. Впрочем, сегодня там нет посетителей. Для них Исторический по вторникам закрыт. Зато у нас есть возможность продолжить серию специальных репортажей "Выходной в музее". В такие дни сотрудники заняты не только обновлением экспозиции или ревизией хранилищ. Они даже репетируют театральные постановки! Рассказывают "Новости культуры".

В Историческом музее вот уже больше года практикуют театральные экскурсии. Музейные педагоги считают, что такая форма позволяет глубже погрузиться в эпоху. "Как царь Петр с боярами России слово держал" – сейчас этот проект только обкатывается. На роль Петра пригласили нового артиста. Он единственный профессиональный актер, а остальные роли исполняют педагоги.

Вместо реквизита – экспонаты. Ничего, что они находятся за стеклом. Их удачно обыгрывают в сценарии. "У нас нет костюмов для второго этажа, для XVIII и XIX веков. Как только мы их сошьем, у нас есть в проекте и продолжение экскурсий по Петру. Мы хотим царские и княжеские забавы сделать", – говорит сотрудник Государственного исторического музея Олег Назаренко.

Обязательная уборка, приведение в порядок стекол и ограждений, замена одних экспонатов другими или подготовка новых выставок – вот обычные процессы для выходных дней. К примеру, гоголевское перо, известный портрет кисти Моллера, сюртук итальянского периода – немногочисленные мемории классика переносят на временную экспозицию.

Регулярно проводится и проверка сигнализации. Ее можно отключить лишь ненадолго. Одна из рукописей понадобилась для изучения. Кстати, когда фолиант представлен в экспозиции, его страницы перетянуты специальной лентой – чтобы не деформировались, а когда находится в хранилище, его закрывают на застежки.

"При пожарах, при набегах врагов иногда ценности, в том числе и книги, могли бросить в колодец. Если книжка очень плотно сжата, закрыта на застежки-замочки, она не промокала в течение суток-двух. Потом можно было достать, просушить и пользоваться вновь", – рассказывает сотрудник Государственного исторического музея Николай Колганов.

Страницу за страницей профессионалы переснимают рукопись XVII века. В Историческом музее есть свой фотоотдел и своя технология съемки. "Фотографический аппарат специальный для того, чтобы фотографировать предметы и не портить их. Можно отсканировать – вещь плоская. Но сканер вредит, а вот такой свет не вредит. Он специальный, матовый, мягкий", – поясняет фотограф Георгий Сапожников.

Теперь слабовидящие и слепые дети могут познавать мир неведомых предметов. Копии максимально приближены к подлинникам из коллекции музея, замечает Наталья Шишлина. Она автор методики по работе с такими детьми. "Надо было придумать маршруты. Затем надо было отобрать те вещи, которые обладали той формой, тем орнаментальным, поверхностным фоном, который дети смогли бы прочесть руками. Потому что просто горшок дает форму, а горшок с орнаментальным изображением человека дает представление о человеке Бронзового века", – поясняет Наталья.

О таком проекте долго мечтали, его разрабатывали два года, затем одержали победу в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире", и теперь вынашивают новые проекты. Исторический музей меняется вместе со временем.