25.03.2009 | 11:45

"История российского видеоарта", том второй

Московский музей современного искусства и куратор Антонио Джеуза представляют: "История российского видеоарта", том второй. Шесть лет назад известный итальянский теоретик актуального искусства начал исследование феномена российского художественного видео. Масштабный проект состоит из трех частей. Каждая выставка как очередной том научного трактата. В экспозиции, которая открывается сегодня, можно увидеть работы с 1995 по 2005 год. Рассказывают "Новости культуры".

На выставке Антонио Джеуза изречений о природе видеоискусства представлено не меньше, чем проекторов и плазменных экранов. "Чего не хватает в России, это теории. Нам важно объяснить роль видео в эффектной короткой форме, не как в книге", – говорит куратор. Период с 1995 по 2005 годы Джеуза считает очень удачным для русского видео. Благославенное время, когда выбор медиа сразу же превращал объект в современное искусство. "Появились первые видеокамеры, первые галереи современного искусства, и художники стали говорить всему миру, не России", – рассказывает он.

Ирина Нахова вспоминает, что искусство 1990-х не было ни коммерческим, ни гламурным. "Фильмы и видео, которые здесь показывают, были сняты, когда людям было что сказать. Не для развлечения, а от необходимости говорить", – замечает художник Ирина Нахова. Совместная инсталляция Наховой и Торни – отклик на актуальную для начала 1990-х тему российско-американских отношений. На тахте сидит русский медведь. У него есть два средства связи: телефон и телевизор. "Телевизор – это его наблюдательная система. Он видит, что происходит на конце света, в Америке", – поясняет Ирина.

Америку представляют другие звери, и анимировать их предстоит зрителю. Инсталляция Джона Торми предлагает влезть в шкуру рыбы и сказать в микрофон слова, которые отзовутся на лестнице музея.

Художник Юрий Авакумов складывает у экрана городошные фигуры: пушку, пулеметное гнездо и звезду. "Бита в голове у зрителей", – шутит он. При умелом с ней обращении в привычных движениях игроков можно увидеть проявление национального менталитета. Если с ней умело обращаться, в привычных движениях игроков можно увидеть проявление национального менталитета. "Вот у нас что-то строится аккуратно, с любовью, а потом в российской истории, в советской, сплошное строительство и разрушение", – замечает Аввакумов. Городки – игра циклическая, как и способ воспроизведения видеоработ в музее. "Зритель на видеоарт приходит не по билету, и он смотрит еще раз", – добавляет Юрий Аввакумов.

Владислав Ефимов и Аристарх Чернышов пользуются технической смекалкой, чтобы разорвать заколдованный круг циклично повторяющегося воспроизведения. Мутации авторов инсталляции "Коммутация" зависят от случайных движений зрителя.

Александр Бродский следит за монтажом своей многоканальной инсталляции "Вечер". Пять глиняных голов смотрят телевизор. Триллер на глиняном экране наслаивается на "Свадьбу с приданым". Воспроизводящие картинку устройства находятся внутри самих глиняных голов. Автора ни с кем не перепутаешь.

Не меньшей оригинальностью отличаются и остальные пятьдесят работ, представляющие историю второго десятилетия российского видеоарта. Историю индивидуальностей, которые в истории не остались и работают сегодня.