25.03.2009 | 14:59

95 лет со дня рождения Елена Фадеевой

От звездной роли Марии Александровны Ульяновой, матери Ленина, до эпизодической роли матери главного героя в трагифарсе Рязанова "Забытая мелодия для флейты". Таков путь в кино народной артистки СССР Елены Фадеевой. Для самой актрисы любовью всей жизни был театр – легендарный "Ленком". Она была яркой представительницей классической русской актерской школы, образцом редкого аристократизма на сцене и в жизни. Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Елены Фадеевой. Рассказывают "Новости культуры".

Сцену и коридоры московского театра "Ленком" Елена Фадеева знала, как свои пять пальцев. В Театре имени Ленинского комсомола она прослужила шесть десятилетий. А началось все в 1938 году. Однажды актриса, которая играла роль Лизы в спектакле "Живой труп", заболела. Стали искать замену, и на сцену вышла Елена Фадеева. Зрители и руководство труппы были в восторге.

"Я не очень себе представляю, могла ли она писать маслом свои роли. Она все-таки писала акварелью. Скорее, это акварель, графика", – замечает театровед Борис Поюровский.

Актера Авангарда Леонтьева с Фадеевой объединяет лишь одна совместная работа – спектакль "Мегрэ и старая дама". Елене Фадеевой тогда было шестьдесят. Всегда подтянутая, на высоких каблуках, она исправно приходила на все репетиции. Даже с сильной простудой. "Играла Елена Алексеевна роскошно. Она играла стерву, убийцу, но очаровательно, очаровательно", – вспоминает Леонтьев.

Лирические, острохарактерные и комедийные роли. Фадеева была из тех актрис, у которых нет амплуа. Разве что, в роли колхозницы или доярки ее сложно представить. Видимо, сказывалось происхождение. Впрочем, эта тема до последних дней жизни Елены Фадеевой была под запретом. "Она занимала солидное положение. Народная артистка СССР, лауреат Госпремии, она была одним из лидеров театра", – говорит заслуженный артист России Борис Беккер.

В кино Фадеева стала сниматься уже в зрелом возрасте. Каждая ее роль – это тонкий психологический портрет. "Она удивительно умела на сцене и перед камерой молчать. Она могла через взгляд, через незначительные движения выразить куда больше, чем через текст, который ей доставался", – заверяет Борис Поюровский.

Одной из последних больших работ Фадеевой стала роль Памелы в спектакле по пьесе Джона Патрика "Дорогая Памела". В процессе репетиций она даже разучила несколько танцевальных па. "Я бы сказал, она удобный партнер. То, что она предлагает, ты подхватываешь. То, что ты предлагаешь, она подхватывает", – рассказывает Борис Беккер.

В "Дорогой Памеле" героиня Фадеевой – странная женщина, которая в любых обстоятельствах умеет радовалаться каждому дню. Этот персонаж был в чем-то близок актрисе, спокойно и благородно переживавшей все превратности судьбы.

Читайте также:
К 95-летию со дня рождения Елены Фадеевой