25.03.2009 | 19:05

Работы Панаса Ярмоленко на фестивале "Мода и стиль в фотографии 2009"

В Москве в рамках предстоящего фестиваля "Мода и стиль в фотографии 2009" открылась выставка работ украинского художника первой половины XX века Панаса Ярмоленко. Его прижизненную творческую судьбу трудно назвать выдающейся. В самом большом выигрыше оказались его односельчане, у которых под боком был свой художник портретист, пусть и самоучка. И теперь, много десятилетий спустя, их лица, благодаря внезапно возникшему интересу к наивной живописи, смотрят не только со стен родных хат, но и украшают частные коллекции и даже путешествуют в другие страны, например, в Россию. Рассказывают "Новости культуры".

Рядом с картинами на выставке висят фотографии – черно-белые, начала XX века. Здесь говорят – попробуйте, найдите 10 отличий между снимками неизвестного фотографа и картинами уже знаменитого теперь Ярмоленко. Его холсты называют цветными фотокарточками. Тот же сосредоточенный взгляд, то же выражение лица, как на паспорт. В 30-ые годы это было модно – держать такой портрет дома и обязательно на самом видном месте.

Лидия Лыхач, галерист (Украина): "Эти портреты с домов богачей, с усадеб, с палаццо, перешли в сельские хаты, интересно было исследовать это все, потому что нормально рисовали сельские портреты либо художники, которые в этом селе жили, либо - которые приезжали в 30-ые годы из города в село, чтобы прокормиться, 30-ые - сложные годы".

Портрет Василины Литяк – с этой картины в Украине и началась история художника Панаса Ярмоленко. Десять лет назад портрет обнаружили в одном из заброшенных деревенских домов. Биографию художника тут же стали исследовать специалисты, но до сих пор неясно – учился ли он живописи. Точно известно только, что живописью он жил, причем в буквальном смысле. За картины с ним расплачивались продуктами.
Марина Лошак, куратор выставки: "Человек, который писал эти портреты, у него вообще не было задачи понравиться кому-то кроме заказчика, а что значит понравиться, сделать его таким, какой он есть, и украсить картинку вокруг него".

На выставке – почти все его родное село, целые семьи. Из картины в картину повторяются не только выражения лиц, размеры фигур, но и все атрибуты семейного праздничного портрета – накрытый стол, на нем арбуз, или гранат. А вот книга – это деталь уже портретов отдельных – одни говорят, быть может, художник просто не знал, чем занять руки, своим непривыкшим к позированию моделям, другие уверяют – фон – это чуть ли не главное в портретах Панаса Ярмоленко.

Марина Лошак, куратор выставки: "Все романтичное, что есть в изображении, это фон, это две березки элегические, которые ветвями склонились к лицу этого довольно сурового на вид человека, и вот самое трогательное в них на самом деле это".

Но среди всех этих строгих, суровых, будто отрешенных, и в чем-то даже похожих лиц – один портрет запоминается все же сразу. Изображение женщины с венком. Это - Ульяна, жена художника в юности. Картина, которую в его творчестве называют самой романтичной и так непохожей на все остальные.

Все материалы темы>>>