25.03.2009 | 19:39

Гоголевские раритеты в Российской государственной библиотеке

Автограф Николая Васильевича Гоголя, его первые публикации в журналах, прижизненное собрание сочинений классика и самые знаменитые иллюстрации к "Мертвым душам" – эти и многие другие раритеты представлены сегодня в Российской государственной библиотеке, на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения писателя. Рассказывают "Новости культуры".

Фонд Гоголя в Румянцевской библиотеке начал формироваться через десять лет после смерти писателя. Туда были переданы материалы, которые хранились у его родственников. Фонд существенно пополнил живописец Александр Иванов. Когда Гоголь уезжал из Рима, он оставил на попечение художника два чемодана документов. В библиотеку попали также рукописи, хранившиеся у издателя Чижова.

Впервые на выставке представлена переписанная Гоголем "Божественная литургия" Иоанна Златоуста на греческом и латинском языках. Также можно увидеть первое стихотворение Гоголя, написанное еще в гимназические годы.

"Под текстом приписка Данилевского, одноклассника Гоголя: "Я нашел эти стихи, к сожалению, разорванные. Они валялись под скамейкой". К сожалению, один фрагмент, так и остался утрачен", – говорит главный хранитель отдела рукописей Ольга Соломина.

На выставке представлены прижизненные издания Гоголя. Со знаменитым "Ревизором" связана курьезная история. В 1836 году одновременно вышло два различных издания. Одно из них оказалось фальшивкой, хотя там стояла надпись: "Настоящий Гоголь". "Мы открываем, смотрим, написано: "Цензор Никитенко". Дальше, открываем: "Маменька, как же ты не опознала настоящего "Ревизора". Оказывается, это издание, которое подготовил князь Тицианов. Видимо, когда Гоголь пользовался большим успехом, то по типу мексиканских сериалов решили – а давайте мы это продолжим", – поясняет Ольга Соломина.

Отдельный раздел посвящен иллюстрациям произведений Гоголя. Известно, что и сам писатель прекрасно рисовал и посещал Академию художеств. Он видел мир в звуках и красках, к тому же все описывал в деталях. Так что художникам не оставалось ничего другого, как следовать за Гоголем. "Я приводил такой пример: огда он описывал Плюшкина – "то ли баба, то ли мужик", в каком-то непонятном халате и с платком на голове, и платок на подбородке – чтобы когда ест и говорит, не оплевать подбородок", – замечает коллекционер Рафаил Штеренгарц.

На выставке можно увидеть последний рисунок самого Гоголя. О представлен вместе с его предсмертной запиской. Кажется, Гоголь пытался вырваться из мира книги и улететь, как осенний листок. Но это лишь предположение.

Читайте также:
"Гоголь – художник и мыслитель"

Алексей Мокроусов о русском видеоарте

Все материалы по теме>>>