26.03.2009 | 14:56

Антонио Джеуза представляет "Историю российского видеоарта"

Видеоарту примерно сорок лет. Он родился в Америке и со временем перерос в мощное художественное направление в мировом искусстве. Российский видеоарт, по понятным причинам, зародился позднее, в середине восьмидесятых, но успел не только сформироваться как течение современного искусства, но и накопить собственную историю, объемом в три тома. Такой подсчет ведет Антонио Джеуза, который представляет в Москве уже второй том "Истории российского видеоарта". Речь идет, как легко догадаться, не о книгах. Рассказывают "Новости культуры".

Для того, чтобы разместить все экспонаты – их в экспозиции 53, потребовалось 5 этажей. Выставка примечательна масштабом не только пространственным, но и международным. Куратор – итальянец, идея проекта родилась в Англии. Объект исследования – российский видеоарт. Рассказ о нем Антонио Джеуза начал два года назад, с зарождения видео в России как художественного метода. Сейчас уже можно говорить о времени расцвета, с 1995 по 2005 годы.

Антонио Джеуза, куратор проекта(Италия): "Уже появились первые галереи современного искусства – поэтому уже другая публика, больше не андеграунд, не подполье. Уже недорого делать видео, и независимы от денег. Если у меня идея – я могу снимать, не требуются большие деньги, как в кино, например".

Василию Церетели идею для нового проекта подсказали трагические события. Во время терактов 11 сентября 2001 года он был в США. И, конечно, был потрясен случившимся. Свои эмоции передал на видео.

Василий Церетели, художник: "Я попытался в своей работе отразить то, что осталось от людей – это невоплощенные идеи, это просто листки бумаги, на которых еще не успели ничего написать. Еще ты чувствуешь на себе некий холод, ты смотришь наверх и видишь турбину от самолета".

Идея инсталляции "Городки" у Юрия Авакумова появилась 15 лет назад. Осуществил ее он 10 лет спустя. Обычная инсталляция, посвященная обычной игре, наводит на необычные параллели.

Юрий Авакумов, художник: "В этой игре я увидел, например, русский менталитет, когда сначала что-то заботливо сооружается, а потом, без тени эмоций, уничтожается".

Труднопроизносимое название "Каждый смотрит свое кино" Александр Бродский меняет на простое – "Вечер". Он вообще приверженец простоты. И в трактовках своей работы тоже.

Александр Бродский, художник: "Здесь нет каких-то глубоких философских подтекстов. Я хотел изобразить группу людей, собравшихся у телевизора и смотрящих его. Вот собственно и все".

Эта выставка - вторая часть проекта. Но будет еще и третий том. Выпустить его планируют в 2010 году.

Читайте также: "История российского видеоарта", том второй