28.03.2009 | 22:29

Опера "Евгений Онегин": история постановок

130 лет назад учащиеся Московской консерватории впервые показали оперу Чайковского "Евгений Онегин". "Прелестную оперу, совершенно подходящую к моему музыкальному характеру", - как писал Чайковский, когда начинал работу над ней. Потом он предпочел называть спектакль "лирическими сценами". В эти дни Театр Станиславского и Немировича-Данченко показывает постановку "Евгения Онегина" в Италии. О первых постановках и дальнейшей судьбе лирических сцен напоминают "Новости культуры".

Ужель та самая Татьяна? Да, та. Правда, в случае с Чайковским ее звали Анастасия Милюкова. Влюбленная в него простая девушка, написавшая композитору письмо с признанием в любви и этим соответствием сюжету поэмы тронувшая Чайковского, решившегося после того сразу на два шага: жениться (на той самой девице) и написать оперу "Евгений Онегин".

Чайковский не послушался Пушкина. Он так хотел сделать Татьяну счастливой, решив развести ее с Греминым и выдав замуж за Онегина.
Первыми лав-стори со счастливым концом показали студенты Московской консерватории. Директор Музея Большого театра Лидия Харина говорит, что успех был огромным – после премьеры с полок магазинов смели весь тираж – тысячу клавиров. И все было бы хорошо, если бы не тот самый несостоявшийся тяжкий жребий Онегина.

Чайковский финал переписал. А вскоре семь лирических сцен затребовали в свои умелые руки оперные интенданты Большого. Автор "Онегина" на театральную сцену перенести позволил, но сделал это далеко не с легким сердцем.

Лидия Харина, директор Музея Большого театра: "Масштаб сцены – он подавляет и требует и усилия голоса, и звучания оркестра. А здесь должно быть мягко и понятно каждому".

После премьеры публика буквально на руках носила первого Онегина - Павла Хохлова.

Лидия Харина, директор Музея Большого театра: "У него был поклонник, который на все спектакли приходил. Он так радовался, что упал с яруса".

Ленскому долго не везло. До тех пор, пока за эту партию не взялся Леонид Собинов.

Чайковский, смирившись с новой жизнью своего "Онегина" на большой сцене, даже сам взялся за третью постановку.

Новую жизнь в оперу вдохнул Сергей Рахманинов. Он всего два года работал в Большом, но за это время успел развернуть дирижера к певцам передом, к залу – спиной. И навсегда сделать классикой свои трактовки опер. Традицию Рахманинова унаследовали Вячеслав Сук и его ученик - Борис Хайкин. Именно он передал 20 лет назад пометки из своей партитуры молодому дирижеру Валерию Полянскому, приступившему к работе над "Онегиным".

Валерий Полянский, дирижер: "Эти пометки я перенес сюда. Они были чисто практические пометки, учитывая специфику оркестровки, учитывая специфику голосов".

Недавно Полянский снова взялся за "Онегина". В концертном варианте – как того хотел Чайковский.

Полянскому удалось счастливо избежать неизбежного для судьбы этой оперы диссонанса между сценической и музыкальной версией спектакля. Того, чего так боялся и Чайковский. И того, что до сих пор вызывает самые большие споры при постановках "Онегина". Например, в Большом в 2006-м году. Где все происходящее за большим столом в доме Лариных не поняла Галина Вишневская, сама много лет певшая Татьяну. "В самом деле, меня настолько взволновало, что я до сих пор не могу прийти в себя", - вспоминает она.

Однако работу режиссера Дмитрия Чернякова с восторгом приняли в парижском театре Гранд-Опера, открывшим сезон именно этой постановкой. Галина Павловна ответила своим "Онегиным" - в Центре оперного искусства. Новые версии оперы постоянно появляются в репертуаре самых разных театров. В том числе, и не оперных. Хореограф Борис Эйфман недавно замахнулся на "Евгения Онегина", сделав его хореографическую версию on-line. Он снабдил спектакль современными мультимедийными технологиями. "Прелестная музыка", - как называл спектакль сам Чайковский, – оказалась прелестной не только для него.