30.03.2009 | 19:36

"Мертвые души" – новое издание

Среди событий, приуроченных к юбилею Гоголя, – выход нового издания поэмы "Мертвые души" с иллюстрациями екатеринбургского художника Николая Предеина, дополненное комментариями Игоря Золотусского. Свое литературоведческое исследование Золотусский называет счастливым путешествием по поэме, где есть место неожиданным открытиям. Рассказывают "Новости культуры".

Когда-то в 1930-е годы в доме, где теперь находится творческая резиденция Игоря Золотусского, жил Пастернак. Литературовед Золотусский круглый год живет в стороне от московской суеты. Именно там все прошлое лето, а потом и зиму, он работал с поэмой "Мертвые души". В том доме повсюду можно увидеть портреты Гоголя.

Статуэтка писателя – подарок от художника Николая Предеина. Его дом от особняка в Переделкино отделяют две тысячи километров. С екатеринбургским художником Игорь Золотусский познакомился на выставке в Москве. Увидев портреты Гоголя его работы, Золотусский понял, что нашел единомышленника. Вскоре художник создал триста работ для иллюстрации книги. "Тема Гоголя началась после того как я прочитал "Выбранные места из переписки с друзьями" – авторскую исповедь, завещание. Это меня очень сильно подвинуло к персонажу литературному и личности Гоголя", – говорит Николай Предеин.

На рисунках Предеина у Чичикова совсем детское лицо. Это очень заинтересовало исследователя. Ведь во втором томе "Мертвых душ" Чичиков предстает простодушным плутом, хорошим человеком, и Гоголь снисходителен к нему. "Это сердечно близкий ему человек. Чичиков начинает страдать от того, какими путями он ездит по России – то есть кривыми", – поясняет Золотусский. "Я почувствовал близость Гоголя и Чичикова, их пути, что они оба идут к Богу", – добавляет литературовед.

Однако в "Мертвых душах" есть и дьявол. Игорь Золотусский понял, как и когда он появляется. И это уже не фольклорная нечисть из предыдущих произведений. Этот персонаж материализуется в образе юриста, цель которого увести от истины, закрутить в бумагах и цифрах и утопить уездный город в анонимных доносах. Его оружие – чиновники-марионетки, деньги и жадные до них души. Мотив дьявола-юриста стал популярным и актуальным к концу двадцатого столетия. "Профессия юриста позволяет залезть туда, куда закрыт путь непосвященным. Это новая высшая каста", – говорит герой фильма "Адвокат Дьявола". Это почувствовал и Гоголь, заставив зло говорить на языке закона.

"Это не натяжка, и не фантазия моя. Этот персонаж – может быть, единственная фигура Дьявола в прозе Гоголя. Человек, правовед, который выступает как змей-искуситель не только для губернского города, но и для всего человечества", – продолжает Золотусский. Он уверен, что в "Мертвых душах" скрыто немало пророчеств, и нет никакой мистики. Просто путь постижения гоголевской поэмы бесконечен.

Все материалы по теме>>>