31.03.2009 | 16:51

"Холстомер. История лошади" в постановке Большого театра кукол

"История лошади" - название для театралов знаковое. И не только для ленинградцев и петербуржцев, но и для заядлых российских театралов, специально приезжавших на один вечер в город на Неве, чтобы посмотреть легендарный товстоноговский спектакль в Большом драматическом театре. Когда режиссер питерского Большого театра кукол Руслан Кудашов выбирал материал для нового спектакля, он шел, если не на серьезный риск, то на серьезный поступок. Результат – спектакль "Холстомер. История лошади" выдвинут на национальную театральную премию "Золотая маска" в трех номинациях. Как лучшая работа режиссера, художника и актера кукольного спектакля. 30 марта "Холстомера" показали на фестивале "Золотая маска". Рассказывают "Новости культуры".

Два года назад в конкурсе "Золотая маска" участвовал спектакль Руслана Кудашова "Вий" с подзаголовком "Хроника падения одной души", в этом - спектакль с подзаголовком "Хроника спасения". По повести Льва Толстого "Холстомер".

Руслан Кудашов, режиссер: "Есть тема праведности, наверное, не безгрешности, а праведности. Тема, которая очень редко поднимается".

Руслан Кудашов решился тему поднять. В городе Петербурге, который помнит легендарного "Холстомера" Георгия Товстоногова, - это поступок смелый. Способный закрыть вопрос о комплексах, которые театр кукол испытывает перед театром драматическим.

Руслан Кудашов, режиссер: "Это, все-таки, две разные истории, и они не похожи друг на друга, хотя есть некие цитаты театральные из того спектакля , но об этом никто не догадывается…"

Несмотря на то, что работа актера в театре кукол сильно отличается от работы актера драматического, вначале Петру Васильеву нелегко было отвлечься от мыслей о легендарном исполнителе товстоноговского холстомера Евгении Лебедеве.

Петр Васильев, актер: "В таком городе, да такой спектакль, да еще такая роль, да еще замахнулся молодой куда-то – это я так говорил сначала про себя. Честно говорил товарищу режиссеру, хорошо ли он подумал…хорошо ли он подумал".

Думает режиссер Кудашов хорошо. Показать историю лошади, как историю живой души он сумел, виртуозно используя возможности кукольного театра.

Андрей Запорожский, художник: "Тантамарески, марионетки, теневой театр".

Художник Андрей Запорожский с Русланом Кудашовым работает уже 8 лет, начиная со спектакля "Невский проспект". В "Холстомере" он помог режиссеру показать моральное и духовное превосходство коня над людьми.
Андрей Запорожский, художник: "Ни у кого из людей нет голов. Голова только у него".

Люди с их чувством собственности, страстями и агрессией в спектакле Кудашова - безликие фуфайки и мундиры. Все лошадки, кроме холстомера, похожи на игрушечных: карусельные, шахматные фигуры. Лицо и тело, - причем меняющиеся, - есть только у холстомера. Марионетка на протяжении истории своей мучительной земной жизни, в конце он встает в полный человеческий рост и уходит в свет. Лучей этого света достает и зрительному залу. Большой театр кукол в этих лучах кажется не меньше Большого драматического.

Все материалы по теме>>>