14.06.2012 | 16:03

"Savannah Bay" в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф

В МХТ имени Чехова завершился проект «Французский театр. Впервые на русском». Четыре французских режиссера вместе с артистами театра и студентами Школы-студии представили эскизы спектаклей по пьесам современных французских драматургов. Работа шла в режиме так называемого «незавершенного производства». Это хорошо испытанный способ проверки пьесы на художественную прочность. Если она ее выдержит – спектакль появится в репертуаре Новой сцены МХТ. В финале проекта показали постановку режиссера Кристиана Бенедетти по пьесе Маргерит Дюрас «Savannah Bay». Рассказывают «Новости культуры». 

После этого спектакля все будет так, как на обычной премьере. Цветы, несколько выходов на бис. Спектакль «Savannah Bay» как демонстрация того, что могут сделать за одиннадцать репетиций дуэт талантливых актрис под управлением французского режиссера Кристиана Бенедетти.

«Мы работали так, как если бы я привел актрис в музей и предложил им другой способ видения какой-то картины. Возможно, они в какой-то момент и устали от этой прогулки по музею», – говорит режиссер Кристиан Бенедетти.

Словно музей перед началом спектакля выглядела и сценическая площадка. Стол, стулья – все накрыто белыми простынями. Точность расстановки этих «экспонатов» Кристиан Бенедетти проверяет сам. Личная ответственность за результат – то, чему он учился и в Москве, и в Париже. Во Франции занимался у Антуана Витеза, в конце 1980-х приезжал в Союз на стажировки к Анатолию Васильеву и Олегу Табакову.

«У вас очень мощная актерская школа, где довлеет система Станиславского. На стажировках я тоже учился по этой системе. Но в этой пьесе мы старались работать по другим законам», – подчеркивает постановщик.

Этот спектакль с курортно-солнечным названием в МХТ идет почти в полной темноте. В нем нет громких криков, стремительных поворотов сюжета. Тихий задушевный разговор под песни Эдит Пиаф.

«Мне кажется, что Дюрас – это стихи. То есть, когда я слушаю ее текст, у меня ощущение белого стиха», – признается актриса Наталья Швец.

Спектакль словно ребус. Две женщины: кто они? Мать и дочь, бабушка и внучка или вообще чужие друг другу сиделка и пациентка – бывшая актриса, хотя бывших в этой профессии нет. Героиня Ольги Яковлевой будто до сих пор играет свою главную роль – женщины с трагической судьбой.

«Это было очень познавательно, очень интересно, режиссер очень близок к нашей школе», – отмечает народная артистка РСФСР.

Одна пьеса Маргерит Дюрас после таких экспериментов уже осталась в репертуаре МХТ. Останется ли вторая, будет понятно после эскизных показов публике.