11.10.2012 | 15:40

В Москве простились с Эдуардом Володарским

В Москве простились с Эдуардом Володарским. Талантливый сценарист и драматург, он создавал сюжеты, которые со временем не теряли своей актуальности. Они легли в основу картин и спектаклей. Одних только сценариев к фильмам – более семи десятков. Многие картины стали классикой отечественного кино. Отдать дань памяти Эдуарду Володарскому сегодня в Дом кино пришли его коллеги, друзья и близкие. Рассказывают «Новости культуры».

В Доме кино всегда проходили премьеры фильмов Эдуарда Володарского. Народу собиралось столько, что не хватало мест – сидели на ступеньках. Теперь здесь прощаются с выдающимся сценаристом, писателем, драматургом. На лестнице, ведущей к Большому зрительному залу, друзей и коллег встречает его портрет. Володарский с трубкой – как будто только-только оторвался от очередной своей работы. А на экране в зале мелькают кадры из картин, снятых по его сценариям. Всего их было написано около семи десятков: к фильмам и сериалам. Рядом с микрофоном – цветы. Сюда Володарский не раз выходил с пламенными речами.

«Выступления бывали короткие, но такие страстные, такие бескомпромиссные и такие мужественные, потому что сегодня сохранять свою позицию очень трудно. И не у всех хватает сил. У него этих сил хватало», - вспоминает сценарист, режиссер, народный артист России Геннадий Полока.

Сил хватало не только на работу, не только на борьбу. Хватало их и на дружбу.

«Как человек он совершенно уникален с точки зрения щедрости и доброты по отношению к окружающим. Я не знаю человека, которому он не помог, если знал, что тому плохо», - утверждает народный артист РСФСР Николай Губенко.

Что это такое – плохо – он знал на своем горьком опыте. Знал, что это – когда фильмы лежат на полках, когда приходится работать грузчиком, а писать по ночам – в стол. Принципиальный, открытый, порой резкий, он с трудом обходил острые углы. Его уважали и любили даже за это.

«Я многое о нем легендарного слышал от Высоцкого. Они были друзьями, большими друзьями. И для него Эдик был – светоч, друг, настоящий, большой», - рассказывает народный артист РСФСР, художественный руководитель театра на Таганке Валерий Золотухин.

Настоящим и большим было все, за что он брался. «Дорога домой», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Прощай, шпана замоскворецкая…», «Свой среди чужих, чужой среди своих» - уже давно вошли в историю кино.

«Он просто был талантлив, страшно работоспособен, и у него был свой взгляд на эту жизнь», - отмечает режиссер, народный артист России Павел Лунгин.

Николай Досталь вспоминает, как взялся за экранизацию его «Штрафбата». О съемках военного фильма и не помышлял. Но стоило прочитать текст Володарского – решение пришло мгновенно: 12-тисерийному фильму быть.

«Когда ему делали замечания, воевавшие в высоких чинах, говорили, что, вроде бы и это неправильно, это неточно, он отвечал: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Исключения были, их было достаточно. И на них во многом основан наш фильм», - объясняет режиссер, народный артист России Николай Досталь.

Эдуард Володарский в свое время был одним из самых востребованных драматургов Союза. Его пьесы шли во МХАТе, в театрах Вахтангова, Пушкина, Ермоловой… Он успевал работать и над собственной прозой - «Русская», «У каждого своя война», «Дневник самоубийцы». Его уже нет, но премьеры фильмов по новым сценариям Володарского будут выходить до 2013 года. Это обязательно будут те картины, которые вернут зрителя в кинозалы, – уверены друзья сценариста. Эдуарда Володарского похоронили сегодня на Ваганьковском кладбище.

Все материалы темы>>>