01.04.2009 | 12:04

"Гоголиада" в Мариинке

Торжества, посвященные 200-летию Николая Гоголя, начались задолго до 1 апреля. Однако основные мероприятия запланированы именно на сегодня. В Москве, в Малом театре пройдет торжественный вечер, в котором примут участие видные деятели культуры. Зрителей ждут театральные и кинопремьеры, в том числе премьера нового фильма Владимира Бортко "Тарас Бульба". А в Мариинском театре дату отмечают экспериментальной постановкой. Сегодня вечером там состоится премьера спектакля "Гоголиада". Это три одноактные оперы, созданные молодыми композиторами, по произведениям классика. Подробности – в репортаже "Новостей культуры".

Из трех частей "Гоголиады" лишь "Коляска" сделана с намеком на XIX век. В "Тяжбе" зритель увидит офисный стиль середины века ХХ. Черно-белая комедия. "Гоголь весь проникнут мистическим ощущением. Но если вынуть одну букву, он становится комичным, и у нас она выкинута", – поясняет постановщик оперы "Тяжба" Антон Коваленко.

Избавиться от прозы, не поступившись поэтикой. Как ни пародоксально, композиторы говорят, что именно из-за музыкальности гоголевского языка его очень сложно петь. Так, известные диалоги из пьесы "Тяжба" идут речитативом, а текст главных арий и вовсе пришлось переписать.

Их было одиннадцать – талантливых, молодых и неизвестных. За четыре года до юбилея классика Мариинский театр объявил конкурс на лучшую гоголевскую оперу. Главный приз – сценическое воплощение мечты. Победили трое, из их опер и составили "Гоголиаду". Все три акта объединяет смелость подхода.

Молодые композиторы не боятся классики. Они с ней даже играют. К примеру, тетушка Шпоньки вначале должна была быть дядюшкой. Автор писал партию для баса или тенора. Однако в театре такой вольной трактовки Гоголя не одобрили.

Если режиссерские эксперименты в чем-то пришлось ограничить, то композиторам мешать не стали. В опере наравне с русскими народными появились популярные эстрадные мотивы. "В чем похулиганили? В конце хотела добавить ритм "We will rock you". Не знаю, сделали или нет", – рассказывает композитор оперы "Шпонька и его тетушка" Анастасия Беспалова.

Премьеры с интересом ждет не только композитор, но и сам Николай Васильевич. Вот уже почти сто пятьдесят лет он взирает с плафона прямо на сцену Мариинского театра. Как говорят некоторые особенно строгие критики, на этот раз он смотрит на все происходящее с легким укором.

Читайте также:
2009 - Год Гоголя в России