14.06.2012 | 19:41

Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря представлен в Кремле

Немногое из созданного мастерами средневековой Руси дошло до наших дней. В числе уцелевших сокровищ иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, одной из крупнейших обителей русского Севера, основанной иноком Кириллом, учеником Сергия Радонежского. Иконостас главного монастырского храма датируется концом XV века. Сохранились всего четыре иконостаса того времени, но Кирилловский уникален как по цельности художественного решения, так и по сохранности памятника. После революции все 57 икон грандиозного ансамбля были рассеяны по разным музеям. Впервые собрать их воедино и представить шедевр в его первозданном величии удалось на выставке, которая открылась сегодня в Успенской звоннице Московского Кремля. Рассказывают «Новости культуры».

Музеи Московского Кремля редко предоставляют свои залы для выставки одного единственного шедевра, но это особый случай. Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря уникальный. Это один из четырех полностью сохранившихся иконостасов Древней Руси. Из 61 иконы до наших дней дошли 59. Целиком иконостас в зале не поместился, иконы пришлось развесить не так, как положено, а исходя из размеров выставочной площадки.

«Это большой комплекс икон XV века, которые нам позволяют увидеть явления, художественную жизнь страны конца XV века, время, когда создается централизованное государство. Время, когда формируется общерусский стиль иконописания, и мы видим, что это не было актом, спущенным сверху. Этот стиль рождался в процессе работы», – говорит директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Михаил Шаромазов.

Иконостас был создан в 1497 году для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Это один из духовных центров северной Руси. Монастырь был основан в конце XIV века учеником Сергия Радонежского, выходцем из московского Симонова монастыря преподобным Кириллом и пользовался особым покровительством русских царей. Министр культуры отметил символичность того факта, что выставка проходит в резиденции русских царей, первый из которых был вымолен монахами Кирилло-Белозерского монастыря.

«Начиная с Василия Третьего, Иоанна Грозного, который, собственно, родился по молитвам в монастыре. Его родители делали огромные вклады в монастырь и помогали его рассвету», – подчеркнул Владимир Мединский.

Этот иконостас называют эталонным, отражающим не только художественную жизнь эпохи, но и богословские взгляды того времени. Центральная икона изображает трех ветхозаветных персонажей – Давида, Даниила и Соломона. В их руках свитки с пророчествами о рождении от Девы Мессии. Только позднее центральное место в иконостасах Руси займет образ самой Божией матери. Уникален не только сам иконостас, но и его история. Долгие годы его иконы были разбросаны по всей стране, широкой публике он практически не известен.

«Та уникальная реставрация, которая была произведена в 1960-е – 1970-е годы как раз позволила обрести этому памятнику цельность, которой он обладал. И позволила подтвердить, что многие известные иконы, хранящиеся в разных музеях страны, являлись в свое время частью этого уникального иконостаса», – поясняет заместитель директора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова.

Искусствоведы утверждают, что бесценным шедевром является каждая икона из этого иконостаса. Неизвестно, когда в следующий раз несколько музеев смогут консолидироваться, чтобы иконостас Кирилло-Белозерского монастыря вновь был собран воедино.