02.04.2009 | 19:35

"Выходной день" в Музеях Московского Кремля

Архангельский собор, Успенский собор, Оружейная палата – у музейного комплекса "Московский Кремль" большое, дорогое и очень хлопотное хозяйство. Его уникальные экспонаты доступны взорам посетителям ежедневно, кроме четверга. Именно на этот день съемочная группа "Новостей культуры" получила специальное приглашение.

В день, когда все подступы в Кремль оберегает надпись "Выходной день", в музеях Кремля начинается странное. Вместо книг и папок с бумагами в руках у младших научных сотрудников появляются лестницы. Генеральная уборка – процесс не только необходимый, но еще и интересный.

Патриаршее молельное место в Успенском соборе выполнено из белого камня, а шатер из олова, когда-то был покрыт был золотом. Его не просто пылесосят, а в буквальном смысле сдувают пылинки. В Архангельском соборе – знаменитой усыпальнице великих князей – царит сосредоточенная тишина. Реставратор Денис Шушаков "слушает" самую древнюю икону Архангела Михаила конца XIV века. Звук, который реставратор слышит, когда стучит по иконе, в пределах нормы. Значит, красочный слой не отстает от грунта.

В Патриарших палатах в этот день тоже все напоминает врачебный осмотр. Сначала – белые перчатки, потом – попытка поставить диагноз. Реставраторы осматривают книгу под названием "Лекарство душевное" на предмет влаги на страницах и отсутствия пыли. Дольше месяца это рукописное издание XVII века на одной странице открыто быть не должно. "Свет воздействует на миниатюру. Чернила натуральные, красители натуральные, чернила орешковые, и поэтому они выцветают", – поясняют реставраторы.

В Оружейной палате создано особое освещение. Массивные люстры сверкают металлом, а вот лампочки не такие яркие – иначе выгорят драгоценные ткани. Старинный итальянский и иранский бархат присутствует в обивке самой древней и очень любимой русскими монархами кареты – Большой английской. Яков Первый подарил ее Борису Годунову. "Должны были служители сначала подойти и аккуратно снять этот бархатный фартук, он держится на двух больших металлических застежках", – поясняет заведующая сектором оружия и конного убранства Ольга Мельникова.

Кареты выставлены не за стеклом, а в открытом хранении. Пыли много, поэтому каждый четверг ее убирают кисточкой или специальным пылесосом. Такой еще используют в библиотеках для обеспыливания архивных документов. В этот день каретный ряд в Оружейной палате превратился в настоящую каретную мастерскую. "На некоторых участках были обнаружены недочищенные участки поверхности", – замечает реставратор Алексей Бирюков. Сантиметр за сантиметром всю окружность колеса очищают обычным раствором спирта. Увидеть, как крутятся колеса, можно только когда карету приподнимают для реставрации. Уже на следующий день они снова будут неподвижны.

"Здесь происходит более тщательная уборка. Открываются витрины. Мы никогда не пускаем никого в зал, когда открыты витрины. Для вас сделано исключение. В принципе, это серьезная, ответственная работа. В каждом зале, несмотря на то, что музей закрыт, находится охрана, и мы контролируем движения каждого человека, который появляется в зале", – рассказывает главный хранитель фондов Музеев Московского Кремля Ольга Миронова.

Каждый экспонат – а их более ста тысяч, от Шапки Мономаха и до крошечного черепка в археологической коллекции – должен быть сфотографирован. Музей составляет электронную базу данных. Готовится съемка одной из жемчужин коллекции. Гора-курильница 1595 года – немецкий мастер Дирих Утермарке ее сделал для датского короля Кристиана Четвертого. Таких серебряных курильниц в мире всего три, и все они собраны в Кремле. "Мы всегда разбираем витрины, прежде чем добраться до нужных нам экспонатов, чтобы не повредить те экспонаты, которые находятся рядом", – поясняют в музее.

С большой осторожностью семикилограммовую драгоценность достают из витрины. Экспонат, когда-то предназначавшийся для воскурения в комнате благовоний, в мае отправляется на выставку в Португалию. Перед выездом и после возвращения его обязан осмотреть реставратор. "Этот экспонат достаточно сложный, поэтому перед каждой поездкой, а выезжает он крайне редко. Только если концепция выставки построена таким образом, что этот экспонат держит целую тему, или когда действительно показываются работы Дириха Утермарке, которых сохранилось очень мало и практически все они в музеях Кремля, тогда мы соглашаемся на этот момент", – замечает старший научный сотрудник Анжелла Кудрявцева.

Четверг, хоть и считается в музеях Кремля днем выходным, таковым вовсе не является, признаются сотрудники и шутят: работы сегодня даже больше, чем в дни, когда залы музеев полны посетителей.