03.04.2009 | 19:35

Марлон Брандо. Характер "дикаря"

"Великолепный Брандо" – жесткий и непредсказуемый. Он любил повторять: "Жизнь – это игра на грани фола". Сегодня исполнилось 85 лет со дня рождения Марлона Брандо. Он снялся в тридцати пяти фильмах и получил двух "Оскаров". Правда, от второго – за роль дона Карлеоне в "Крестном отце" – строптивый актер отказался в знак протеста против дискриминации коренного населения Америки. Рассказывают "Новости культуры".

Водитель грузовика, диспетчер лифтов и продавец лимонада – для провинциала из неблагополучной семьи другой работы в Нью-Йорке не нашлось. Немного освоившись в мегаполисе, Брандо поступил сначала в училище социальных исследований, а потом в актерскую студию Ли Страсберга и Элиа Казана. "Получив эту вот школу, которая восходит к Станиславскому, хотя специфически понятому Станиславскому, он воплотил целый ряд образов, в классику американского кино уже в 1950-е", – рассказывает культуролог Кирилл Разлогов.

В 1950 году Брандо – 26 лет. Он играет на Бродвее, а драматург Теннеси Уильямс ищет своего Ковальски для экранизации пьесы "Трамвай "Желание"". Встреча Уильямса и Брандо подарила кинематографу 1950-х нового кумира.

За роль Стенли Ковальски Брандо был номинирован на премию "Оскар", но заветную статуэтку он получил только в 1954 году – за другой фильм, "В порту" Элиа Казана. Брандо сыграл в этой картине бывшего боксера, а ныне портового грузчика Тэрри Малого. Еще одним знаковым для актера стал фильм "Дикарь", после которого Брандо по-другому никто и не называл. Прозвище ему действительно подходило. Актер не умел себя вести, был невежлив с продюсерами и журналистами. При этом пользовался невероятной популярностью.

В конце 1950-х – начале 1960-х Брандо играет исторических и современных персонажей, перевоплощается в американцев, немцев и японцев. Он работает в самых разных жанрах: от мелодрамы до комедии, от вестерна до мюзикла. "Ничего нового в творческом плане этот период не дал. Но, может быть, это был период накопления", – поясняет кинокритик Нина Циркун.

1970-е – золотые годы для Брандо. "Дон Корлеоне! Вот это по-настоящему честная роль! Роль для меня", – восклицал Брандо, прочитав сценарий "Крестного отца". Однако боссы студии "Парамаунт" наотрез отказались от его кандидатуры, помня о скандальном характере "дикаря". Марлону пришлось снять на любительскую камеру свои кинопробы. Посмотрев пленку, один из продюсеров воскликнул: "Идеально! Настоящий сицилиец!"

Слава Брандо еще более укрепилась после успеха "Последнего танго в Париже" Бернардо Бертолуччи. Теперь он мог позволить себе сниматься редко и выборочно. У Пенна в "Излучинах Миссури", у Доннера в "Супермене" и вновь у Копполы в фильме "Апокалипсис сегодня".

В 1980 году Брандо объявил о своем уходе из кино. Периодически он играл роли второго плана, но большую часть времени проводил на Таити, наслаждаясь природой и трудами восточных философов.

Читайте также:
85 лет со дня рождения Марлона Брандо