07.04.2009 | 12:12

Рейтинг любимых кинофильмов

"Фильмы, которые мы смотрим, и режиссеры, которых мы любим". Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследования кинематографических пристрастий зрителей. Результаты оказались предсказуемы. Наша публика демонстрирует здоровый консерватизм. В рейтинге самых любимых фильмов, как и прежде, лидируют советские комедии, а список самых популярных режиссеров возглавил Эльдар Рязанов. О причинах постоянства вкусов рассказывают "Новости культуры".

В небольшой комнате режиссер Александр Митта снимает кино. Его продолжительность составит шестнадцать часов. Фильм будет не художественный, а учебный. "Это наша муза кино. Она красива, как ангел, и рабочая, как лошадь. Мы здесь занимаемся тем, что рисуем ее скелет", – поясняет мастер. Александр Митта в этом фильме сам себе режиссер, художник и актер. Его аудитория – студенты. После просмотра этой картины они должны понять, как в кино максимально использовать возможности конфликта, снять свой фильм и, если повезет, остаться в памяти народной. А пока в бой за рейтинги вновь идут одни старики: "Девчата", "Кавказская пленница", "Джентльмены удачи", "Служебный роман", "Любовь и голуби".

Госкино когда-то не давало взлететь меньшовским "голубям". Картину не пропускали, считали даже аморальной. Сейчас "Любовь и голуби" – фильм любимый и семейный. Кто-то даже называет его лекарством от стресса. Зрители поставили эту ленту на второе место, а на третьем оказалась еще одна меньшовская картина – оскароносная "Москва слезам не верит". В ее успех не верил даже сам режиссер, что уж говорить об актерах, но только за первый год проката фильм посмотрели восемьдесят пять миллионов. Историю на все времена сочинил сценарист Валентин Черных. Он написал о том, что пережил сам, да еще и характеры были угаданы, и актеры в роль попали. Может, в этом и заключается секрет всенародной любви? Однако рецепт успеха все равно составить невозможно. "Мы это делали о своей жизни, о том, что нам знакомо, делали о таких женщинах, которые нам нравятся. Вот эти три характера – это я писал со своих теток", – рассказывает Валентин Черных.

Шапка из лисьего меха, как у героини Барбары Брыльской, когда-то была в моде у женщин Советского Союза. Прошло уже почти тридцать пять лет с тех пор как вышел фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!", и мода уже давно изменилась. Кажется, уже все знают адрес: Третья улица Строителей, и этот дом, где заливную рыбу не очень вкусно готовят, но все равно смотрят. Зрители знают эту ленту наизусть и называют "Иронию судьбы" любимым фильмом. Он занимает первое место в народном рейтинге. Опрос проводили в 140 населенных пунктах, фильмы выбирали 1600 человек.

"Два типа кинофильмов: старые советские комедии и серьезное кино. Конечно, это не Тарковский, а более массовое кино, но у нас и опрос Всероссийский, мы опросили все слои населения", – поясняет директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук.

"Без статистики вообще не жизнь, а каторга", – говорил еще один рязановский герой из "Служебного романа". Этот фильм, как и "Гараж", респонденты тоже называли в числе самых любимых. В список попали сразу пять картин Эльдара Рязанова.

"В очень жизненные, близкие ситуации поставлены люди, знакомые, в которых ты узнаешь себя. Снято очень добросердечно, доброжелательно к этим персонажам, с огромным чувством юмора",– говорит народная артистка России Светлана Немоляева.

С большим трепетом к юмору относился и Леонид Гайдай. Вот уже несколько десятилетий его комедии занимают лидирующие позиции во всенародном опросе. Режиссер умел рассчитать так называемую "смеховую точку", и его фильмы моментально разлетались на цитаты.

Как сегодня сделать фильм, над которым будут смеяться, плакать или хотя бы пересматривать лет через тридцать? Александр Митта готов поделиться рецептом: "Понять, в каком состоянии сейчас мировой кинематограф, быть не аутсайдером где-то вдали, а постараться оказаться в центре современных технологий, современного понимания монтажа, развития движения драмы".

Любимыми называли фильмы "Офицеры", "Тихий Дон", "Семнадцать мгновений весны". Даже если кто-то вначале затруднялся ответить, социологи подсчитали: никто не сказал, что у него нет любимого фильма.