07.04.2009 | 13:58

Фрэнсис Форд Коппола. Кино – это лотерея

Сценарий к своей дебютной картине он написал всего за одну ночь. Еще девять дней заняли съемки. Малобюджетный фильм ужасов "Безумие 13" принес начинающему режиссеру Фрэнсису Форду Копполе первый успех. В тридцать один год он стал лауреатом премии "Оскар" за сценарий ленты "Паттон", а уже через несколько лет, когда на экраны вышел знаменитый "Крестный отец", его навсегда причислили к корифеям мирового кино. Сегодня Фрэнсису Форду Копполе исполняется 70 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Черно-белые кадры фильма Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"" навсегда изменили судьбу Фрэнсиса Форда Копполы. Возможно, это всего лишь красивая легенда о том, как, становятся классиками, зато какая! Под залпы орудий, под легендарное падение коляски с бесконечной Потемкинской лестницы у молодого Копполы родилась мечта о кино.

Он говорит, что кино – это лотерея, в которой все должно совпасть. Для него все совпало в 1972 году на съемочной площадке "Крестного отца". Почти каждый кадр был большой победой режиссера над продюсерами. Это он настоял на Марлоне Брандо, тогда как все на студии видели в роли дона Корлеоне Фрэнка Синатру. По признанию самого Копполы, "Крестный отец" перевернул его жизнь с ног на голову. Продолжение картины обернулось еще большим успехом.

"Когда я с ним познакомился, он заканчивал съемки "Крестного отца", и та тщательность, с которой он работал над каждой сценой, меня потрясла. Он мне показал свой режиссерский сценарий, пункты анализа каждый сцены", – рассказывает режиссер Андрей Кончаловский.

То, как работает Коппола на площадке, зафиксировала его жена. Режиссер с огромным трудом снимал "Апокалипсис сегодня", исчерпав творческий и материальный бюджет. Ему пришлось даже заложить собственный дом, а сил на монтаж не осталось и вовсе. Как известно, картину монтировал его друг Джордж Лукас. В это время Элинор Коппола снимала фильм о фильме – ленту "Сердца тьмы", которая, как поговаривают, в прокате оказалась успешнее самого "Апокалипсиса".

"Я показываю его всегда студентам, кто хочет чуть-чуть узнать про профессию, какой это чудовищный труд", – говорит режиссер Владимир Хотиненко.

Он все еще мечтает снять идеальный фильм. Уже почти десять лет ходят слухи о том, что Коппола пишет сценарий. В них фигурирует даже название – "Мегаполис". Что-то на тему древнего Рима, перенесенное на современную американскую почву. Сам режиссер говорит, что эта картина, должна многое прояснить в нашей жизни.

"Некоторые его идеи идеалистичны, и невозможно их осуществить. Я ему всегда говорил, что это невозможно. Одна из его идей: кино должно делаться импровизированно и одновременно лепиться, как скульптура. Он сделал себе железную звуконепроницаемую кабину, где он сидел и на экранах смотрел сцены, которые снимаются. Оттуда он разговаривал с артистами и тут же музыку подкладывал", – замечает Андрей Кончаловский.

Сейчас Коппола экспериментирует с цифровой камерой. Один из последних своих фильмов он снимал в Румынии. Главная тема картины – взаимоотношение человека со временем. По сюжету персонаж Тима Рота после удара молнией получает вторую молодость. Когда Фрэнсиса Форда Копполу спросили, что бы он сделал, оказавшись на месте этого героя, режиссер ответил, что прожил бы свою жизнь точно так же.