07.04.2009 | 14:51

В Москве открылась выставка "Давид Боровский. Избранное"

Он выстраивал для спектакля свое пространство, свой храм, где могли творить и режиссер, и актеры. Так говорят все, кто когда-либо работал с художником Давидом Боровским. Три года назад, 6 апреля 2006 года он ушел из жизни. Это произошло в Колумбии, куда знаменитый сценограф привез свою персональную выставку. Одиннадцать макетов лучших российских спектаклей, оформленных Боровским, выставленные тогда в Боготе, можно теперь увидеть в Москве. В музее Бахрушина открылась выставка: "Давид Боровский. Избранное". Рассказывают "Новости культуры".

Макет – непременный атрибут работы художника-сценографа. Часто век его недолог – после строительства настоящих декораций игрушечную сцену разбирают на части для будущих макетов. Но Боровский щадил свои работы.

Алла Михайлова, куратор выставки: "Когда он давал макет на выставку, он его перерабатывал, убирал ненужные детали и делал из него пластический объект, и вот все, что вы видите на этой выставке, это авторская редакция его замечательных решений".

Каждый макет, как будто парит в воздухе. А чтобы получить полное впечатление, нужно обойти его кругом. "Вишневый сад" в афинском театре Дионисия. Строгие черные колонны художник побелил снизу, как поступают с садовыми деревьями – и весь зрительный зал оказался в обугленном чеховском саду. "Гамлет" в Театре на Таганке. Знаменитый вязанный из грубой шерсти занавес пересекает сцену. Пустой зрительный зал, потерявший любимого артиста – это декорация к спектаклю "Памяти Владимира Высоцкого".

Алла Михайлова, куратор выставки: "Ему было важно, чтобы была вещь из жизни. Стулья из реального кинотеатра, клуба Русакова бывшего, который спроектировал конструктивист Мельников. Боровский нашел эти стулья, театр их купил. Реальная вещь из жизни концентрирует память".

Необычайно точное чувство пространства, настойчивость в желании докопаться до сути, умение найти лаконичное, но глубокое решение – за это Боровского ценили режиссеры.

Лев Додин, режиссер, народный артист России: "С ним можно было бесконечно разговаривать о жизни, о проблемах в отдаленной связи с пьесой и в близкой. Он умел послушать, говорил сам, и идеи, которые возникали, были результатом этих размышлений о жизни, а не просто выполнением технического заказа".

Олег Табаков, режиссер, народный артист СССР: "Он придумал пространство для угольного подвала, этот черный кабинет сейчас - расхожее место, а когда в 1978 году открывался театр "имени меня", как говорил Мейерхольд, это придумал Давид".

Он отдал театру более полувека, сделал полторы сотни спектаклей.