07.04.2009 | 15:35

Премьера нового сочинения Сергея Слонимского

Премьеры сочинений композитора Сергея Слонимского всегда вызывают необычайный интерес у публики. Будь то исполнение Одиннадцатой симфонии, посвященной художнику Михаилу Шемякину или оперы "Видения Иоанна Грозного" с участием Мстислава Ростроповича и Роберта Стуруа. Премьера нового сочинения Слонимского, которая состоялась в Петербурге, в очередной раз доказывает: у маэстро Слонимского абсолютный слух не только в музыке, у него абсолютный слух на жизнь. Он ее слышит. О четырнадцатой симфонии Сергея Слонимского - "Новости культуры".

Автор сосредоточен, спокоен, у композиторов не принято на театральный манер волноваться перед премьерами. Слонимский знает: конечно, что за формализм эту музыку никто не запретит, как когда-то его оперу "Мастер и Маргарита", но непонимающие лица будут точно, а кто-то покинет зал. Впрочем, такова судьба любой серьезной современной музыки. Слонимскому семьдесят восемь, но он - очень современный композитор, когда его музыку называют академической - обижается.

Сергей Слонимский, композитор: "Мы ведь бессребреники - я за последние десять симфоний не получил ни копейки, мне просто хотелось писать, какой же тут академизм. Академики жалованье получают".

Песенка про бедную кошку, у которой четыре ноги, прославила ее создателя, Сергея Слонимского, больше, чем восемь опер и тринадцать - теперь четырнадцать - симфоний. Слова наивны, мелодия шутлива, стилизация под жалостливую беспризорную песню - безупречна.

Сергей Слонимский, композитор: "Если композитор не может написать песню, как будто ее на улице написали - то он не имеет морального права создавать симфонии".

Симфония, по мнению Слонимского, границ и правил не терпит - это самая свободная, самая сложная и самая всеобъемлющая форма. В ней, по словам композитора, огромная сила социального протеста: нередко бестекстовая музыка заменяет людям литературу - особенно в эпохи, когда независимая мысль под запретом. Композитор укоряет больших писателей сталинских времен - они молчали, пока в симфониях Прокофьева и Шостаковича звучала правда. Современных авторов Слонимский тоже ругает: приходится делать их работу - без слов живописать современность. То, как по его мнению звучит наша эпоха, Сергей Слонимский отразил в своей Четырнадцатой симфонии.