08.04.2009 | 19:30

"Фетиш" от Дэвида Линча

Известный американский режиссер Дэвид Линч прибыл в Москву. Его визит в российскую столицу смело можно назвать рабочим. Он планирует провести массу мероприятий. Это и презентация книги Дэвида Линча, и мастер-класс для студентов ВГИКа, а также открытие сразу двух выставок. Одну из них под названием "Фетиш" предваряла сегодняшняя пресс-конференция. Рассказывают "Новости культуры".

Дэвид Линч позирует перед фотокамерами на пороге маленькой комнаты. Публичность не совсем его стихия. Для жутковатой сновидческой мути, создавать которую он мастер, больше подходят помещения темные и закрытые.

Вокруг модели сгущается мрак, роятся тени, мерещится насилие, и сокрытое ощутимо не меньше чем открытое. "В жизни так много абсурда. Он-то меня и интересует", – говорит мастер.

Линч фотографирует абсурдную обувь с прозрачной подошвой на абсурдно высоких каблуках. Ее создатель – Кристиан Лабутан, который делит обувь на два вида: с царапинами и без. Та, что без царапин, – искусство. Каблук двадцать семь сантиметров – эти туфли имеют упор, как у пуантов. Нефункциональность превращает их в подобие сюрреалистичных скульптур, которые так подходят для создания сюрреалистических образов Дэвида Линча.

Лабутан обучил Линча слову "фетиш" и предоставил туфли для экспериментов. Тот снимал их сначала в клетке, а затем и на ногах. Снимал, как свое кино: длинная выдержка, размытый фокус, дрожащее изображение. Снимал в той же обстановке: лампа в углу, пыльный ковер с хищными цветами. При смене медиа суть авторства не изменилась. Да и технология та же. Фотосерию "Фетиш", как и последний свой фильм "Внутренняя империя", Линч снимал на цифру.

"Пленка – это лаборатория, это химия. Напечатать можно по-разному. Печать – дело мокрое и грязное. А цифра с каждым днем все лучше, и причин снимать на пленку все меньше. Эти фотографии я сделал машиной, которая выдает тридцать девять мегапикселей", – рассказывает режиссер.

Это сегодня он лауреат "Золотой пальмовой ветви" и больше известен как режиссер, а ведь свой путь в искусстве он начал с увлечения фотографией, живописью и скульптурой. Сегодня его фотообразы сравнивают с живописью Фрэниса Бэкона. Несмотря на эти ассоциации, куратор "Гаража" вовсе не думает подавать выставку Линча и Лабутана только как современное искусство.

"До сих пор мы выставляли только художников, а между тем называемся Центром современной культуры. Кино и дизайн в современной культуре играют важную роль. И нам повезло, что мы можем выставить плоды совместного труда дизайнера и кинорежиссера. Кстати, мы не только выставку покажем, но еще и фильмы Линча будем крутить", – говорит куратор Молли Дент-Броклхерст. Так что с автором мрачных сновидений и нелинейного повествования можно будет общаться и в темноте кинозала, и при не ярком галерейном освещении.