10.04.2009 | 12:56

Макс фон Сюдов - эпический актер

Макс фон Сюдов, пожалуй, самый известный шведский актер. На его счету – награды на кинофестивалях в Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне, Карловых Варах, Токио. В фильмографии артиста более 130 лент, среди них картины Вуди Аллена, Ларса фон Триера, Вима Вендерса, Андрея Кончаловского. Однако определяющей в его судьбе стала встреча с Ингмаром Бергманом. Сегодня Максу Фон Сюдову – шведскому актеру с мировым именем – исполняется 80 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Сын профессора Королевского университета и школьной учительницы, о своем актерском даровании заявил еще, будучи школьником. Отслужив в армии, 19-летний Карл Адольф фон Сюдов поступил в школу актерского мастерства при Стокгольмском королевском драматическом театре, а уже спустя год дебютировал в кино. После окончания учебы молодому актеру понадобилось совсем немного времени, чтобы занять почетное место в ряду самых известных актеров Скандинавии. Когда ему было всего 25 лет, он уже был награжден "Премией Королевского фонда за достижения в культуре".

Закончив в 1951 году актерскую студию при театре "Драматен" в Стокгольме, Сюдов с успехом играл на его сцене и других театрах Швеции, снимался в кино. Но в 1955 произошло событие, которое навсегда перевернуло судьбу молодого актера. Один из самых знаменитых европейских режиссеров Ингмар Бергман, пригласил его в труппу своего театра. С этого момента Сюдов стал вторым "я" Бергмана-философа.

Ирина Рубанова, кинокритик, говорит об этой встрече так: "Я не хочу сказать, что Бергман его выковал, то, что он принес с собой, то, что ему дали небеса, оно и было. Но Бергман это увидел. Он увидел не только феноменальную внешность, но и то, что за этой монументальной, героической, рыцарской внешностью, кроется что-то очень напряженное, очень неуверенное".

"Кошка на раскаленной крыше", "Пер Гюнт", "Фауст" - это театральные постановки Бергмана, в которых играл Макс фон Сюдов. Их первой совместной кинопробой, стала киноверсия пьесы "Седьмая печать". В ней актер блестяще сыграл роль разочарованного рыцаря, играющего со смертью в шахматы.
Андрей Кончаловский, режиссер, говорит о своем восприятии актера: "В нем была, с одной стороны, наивность и чистота, а с другой стороны, эта трагическая интонация, которую так сильно использовал Бергман".

В 1957 году "Седьмая печать" получила специальную премию в Каннах и имела большой успех в американских "арт-хаусных" кинотеатрах. Три года спустя другой фильм Бергмана с участием Сюдова - "Девичий источник" - был награжден премией "Оскар", после чего дебют в Голливуде не заставил себя долго ждать.
В американское кино актер явился в образе Христа в фильме Джорджа Стивенса "Величайшая из историй, когда-либо рассказанных". На сегодняшний день на счету Сюдова более 130 картин, но именно работа с Бергманом обеспечила ему мировое признание.
Киноритик Ирина Рубанова говорит: "11 фильмов с Бергманом – это, конечно, ядро творчества Макса фон Сюдова. И это его дорога в мир, дорога его на экраны всего мира, этих фильмов и тех, которые он снимал везде, от Австралии и до… Только, может быть, в Гренландии он не снимался, и то, потому что там нет кинематографа".

"Он был эпический, он и сейчас эпический, - говорит Андрей Кончаловский. – Он очень большой, крупный, неловкий. На сцене он может быть очень ловким, но в жизни он неловкий человек и застенчивый, и чрезвычайно деликатный. Во всяком случае, не видно, что он артист, скорее можно подумать, что он ученый или врач".
В фильме Кончаловского "Дуэт для солистки" Сюдов как раз и сыграл врача-психиатра. Несмотря на типичную скандинавскую внешность, были в фильмографии актера и русские врачи. В 1976 в итальянской версии "Собачьего сердца" он сыграл профессора Преображенского, а в 1994 профессора Серебрякова в чеховском "Дяде Ване". Сегодня Макс фон Сюдов живет во Франции со своей женой, режиссером-документалистом Кэтрин Брель и продолжает сниматься по всему миру.