10.04.2009 | 15:01

Компьютерная игра на сцене Большого

На сцене Большого театра - не просто мировая премьера одноактного балета, но и премьера идеи, которая, наверняка, получит развитие. Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова играет в виртуальный балет. Вернее, представляет себя в качестве героини компьютерной игры. Правила игры установил итальянский хореограф Франческо Вентрилья. И еще один нюанс – это игра-бенефис, о чем однозначно заявлено в названии спектакля: "Захарова – суперигра". Рассказывают "Новости культуры".

Получив собственную суперигру, Светлана Захарова обрела бессмертие – виртуальное. Ей надо пройти пять уровней. Устранить в качестве помехи солистов Большого и перетанцевать всех в этом безумном марафоне. Ничего сверхъестественного.

Новый проект – новый образ…на этот раз вместо Жизели и Сильфиды -компьютерный киборг….Вместо хрупкой балерины - воинствующая вамп.

Светлана Захарова, солистка Большого театра: "Последние несколько лет я мечтала, что для меня сделают такой балет: чтобы была невероятная музыка, написанная для меня, чтобы был какой-то невероятный свет, который бы менялся с бешенной скоростью, чтобы были какие-то необычные движения".

Итальянец Франческо Вентрилья признается, что нереальный танец Захаровой сподвиг его на создание суперигры. Марко Джани придумал трехмерное пространство. Прозрачная и движущаяся картинка – иллюзия компьютерного мира. Это - и декорация, и окно в виртуальный мир.

Марко Джани, автор видеопрекции (Италия): "Это было непросто. Мы искали равновесие: чтобы картинка не перетягивала и не отвлекала внимание от танца".

Электронная музыка…В ней мелькают ремарки из классики – Чайковский, Бах, даже "Нотр-Дам де Пари". Композитор Эмильо Пальмьери отдает дань титанам. На компьютерном фоне слышны звуки виолончели и скрипок…

Эмильо Пальмьери, композитор (Италия): "Многие переходы из тональности в тональность я позаимствовал из классической музыки. Есть модуляции из Баха и целая цитата из "Лебединого озера" Чайковского - это в знак уважения…"

Единственная прима среди шести лучших солистов Большого. В этой суперигре они не партнеры и поддержка, а барьеры и препятствие. Но сильная половина не ропщет.

Андрей Меркурьев, солист Большого театра: "Никого не волнует: устал ты, или не устал. Ты должен держаться и держать ее – помогать себе, помогать ей, друг другу. Нас семь человек на сцене, и это должно быть как-то едино".

За тридцать пять минут – шесть переодеваний… Двадцать секунд и на сцену… – выматывает больше, чем сам танец….Куртки, длинные плащи, защита…- суперигра диктует свои правила.

Елена Зайцева, художник по костюмам: "Когда мы разговаривали, что такое Света, вообще этот образ – он сказал, что это очень агрессивная, феминистическая женщина, которая крушит все и вся на своем пути, которую ни что не может остановить. И когда мы делали жестче и жестче, он сам сказал: "Ну, хочется где-то женственности!""
Франческо придумал танец, используя виртуальные образы. Танцовщики двигаются, как персонажи компьютерной игры – то замедляя, то убыстряя темп. Себя хореограф считает первопроходцем виртуального танца.

Франческо Вентрилья, хореограф: "В Европе в балетах давно используют технические новшества, но это первый балет, где речь идет об игре, и балерина - главный ее персонаж".

"Суперигра" - история с продолжением. И она войдет в репертуар Большого…..Уже сегодня игру называют балетом XXI века.

Юрий Бурлака, художественный руководитель балетной труппы Большого театра: "Может быть, отчасти грустно, что это пришло из Италии, но, надеюсь, что наши русские балетмейстеры это тоже подхватят".

Большой капитулировал перед танцем в режиме онлайн…Теперь очередь создателей компьютерных игр…возможно, теперь их супергероини будут танцевать.

Читайте также: "Захарова. Суперигра"

Варвара Вязовкина о балете "Захарова – суперигра"