11.04.2009 | 22:48

Дэвид Линч: талантливый человек - талантлив во всем

Известный американский кинорежиссер и сценарист Дэвид Линч предъявил московской публике все, на что горазд. Книгу, в которой делится источниками своих идей. Две выставки, которые дают возможность ознакомиться с самими идеями и их воплощениями. Музыку для сопровождения этого знакомства. А студентам ВГИКа – мастер-класс, по ходу которого лукаво заявил, что ничего не понимает в кино. Ведущий мистификатор американского кинематографа в российской столице оказался впервые. О московских деяниях Дэвида Линча сообщают "Новости культуры".

Начать, наверное, нужно с того же, с чего начал сам Дэвид Линч. А сначала он - выпускник Академии изобразительных искусств - все-таки рисовал, а уже потом снимал кино.

Дэвид Линч, режиссер (США): "В искусстве нет правил, как только вы придумываете правило, его нужно немедленно нарушить. Искусство рождается из собственного духа. Самое важное, когда вы делаете искусство для себя".

Выставка "Аура страсти", официальный перевод с английского "The air is on Fire". Впервые экспозицию показали в Париже два года назад.
Эрве Шанде, куратор выставки (Франция): "Ключевое понятие в описании его работ, которое связывает фотографии, картины и фильмы Линча – это полное погружение в воображаемое. И при этом устанавливается очень личная связь с ним. У него в воображении все постоянно трансформируется. Ничто не остается единожды зафиксированным".

Объемные, буквально вываливающиеся с полотна глаза или целая серия про Боба. Боб – возможно, альтер эго самого Дэвида Линча, или все-таки главный мистический злодей из "Твин Пикса". Одни только названия картин нагнетают саспенс в лучших традициях классического триллера. Что уж говорить про изображение - "Боб видит себя идущим к ужасной абстракции", или "Боб любит Салли, пока у нее не посинеет лицо", или вот "Боб спрашивает: "Хочешь узнать, о чем я думаю на самом деле?" В ответ 10 раз любой бы прокричал: "Нет!"

Дэвид Линч, режиссер (США): "Мистика - это самый главный клей для моих идей. Тайна - она везде. Мы, люди, как настоящие детективы, мы чувствуем, когда что-то происходит. И мы пытаемся понять, что это. Идеи, которые у меня возникают, приводят к тому, что появляется в музыке, картинах, фотографиях и кино".

Картину "О боже, мама, собака, она меня укусила" - Дэвид Линч назвал на пресс-конференции своей любимой. На самом деле, они все любимые. Картины он рисовал ведь, прежде всего, для себя. Это такой своего рода закон Линча.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: "Я думаю – это безумный мир, что это невероятная художественная Атлантида, поднятая из глубины. Непонятно, почему он не показывал это раньше. Он сегодня сам первый раз видит здесь свои работы, был счастлив, говорил: "Я их никогда не видел, они были у меня в гараже, у меня на складе, я их делал всю жизнь". И мир Дэвида Линча – это мир, по масштабу сравнимый с возрожденческими художниками, которые создавали целый космос".

Космос Дэвида Линча можно не только увидеть, но и услышать. Жутковатую музыку, под которую посетители выставки постигали мир большого художника, написал он сам. Любимые объекты, попадающие в фокус его фотокамеры, –заброшенные фабрики и обнаженные женщины. В последнем предпочтении он не боится даже абсурда, создав "Фетиш" вместе с откутюрным обувщиком Лабутеном. Гигантские каблуки, прозрачная подошва – ходить в этом нельзя никак. "В жизни так много абсурда. Он-то меня и интересует", - говорит Линч. И снимает все это на цифровую камеру.

Дэвид Линч, режиссер (США): "Пленка – это лаборатория, это химия. Напечатать можно по-разному. Печать - дело мокрое и грязное. А цифра с каждым днем все лучше. И причин снимать на пленку все меньше. Эти фотографии я сделал машиной, которая выдает 39 мегапикселей".

Линч уже давно не подходит к кинокамере. "Внутреннюю империю", свой последний фильм, он тоже снимал на цифру. Картина вышла в 2006-ом. И возвращаться к кино в ближайшие полтора года Линч не собирается. Пока Дэвид Линч рисует, кинематограф подождет. При этом на мастер-класс во ВГИКе согласился охотно, хотя и не сомневался, что все разговоры будут о кино.

Дэвид Линч, режиссер (США): "У меня и нет своих учеников, но я сам был студентом, и я до сих пор учусь. Самое главное для меня, что мы вдохновляем друг друга".

За вдохновением попасть на встречу с Линчем, оказывается, мечтали не только студенты. В зале - и Вгиковские профессора. Те, кто не смог уместиться, расположились в коридоре перед монитором. Абсурдист Линч начал с пугающего заявления.

Дэвид Линч, режиссер (США): "Меня попросили рассказать, как я стал киноидолом, но я хочу сказать, что я ничего не знаю о кино. Я хотел быть художником".

Кто-то после этого немедленно сообщил, что хотел бы "поймать большую рыбу и поработать с Линчем", а кто-то задал самый волнующий вопрос. Когда-то даже были популярны футболки с надписью – "Кто же убил Лору Палмер".

Он ответил вполне мистически: "Вы все сами знаете, кто убил Лору Палмер, и на уточняющие версии со смехом повторил свой абсурдный ответ.

Он вроде бы честен и в разговоре, и, тем более, в своем таком многообразном творчестве, но ни залы с работами Линча, ни кино не обнажают большого художника, а лишь все больше погружают в нечто необъяснимое. Так что, наверное, никому так и не удастся понять - кто же такой мистер Линч.

Читайте также: "Фетиш" Дэвида Линча. Фотовыставка в Москве

"Аура страсти" Дэвида Линча

Дом моды "Кристиан Диор" и режиссер Дэвид Линч на Международном фестивале "Мода и стиль в фотографии" в Москве