13.04.2009 | 19:35

"Екатерина Великая" примеряет "Золотую маску"

Тридцать пять лет русской истории – от прибытия принцессы Цербстской в Россию до Пугачевского бунта и крымских походов. Сегодня на "Золотой маске" – "Екатерина Великая". "Музыкальные хроники времен Империи" – так обозначен этот спектакль Екатеринбургского театра музыкальной комедии в фестивальной афише. Он выдвинут на соискание театральной премии в семи номинациях. На награду претендует сам спектакль, а также его создатели: композитор Сергей Дрезнин, режиссер Нина Чусова, художник Павел Каплевич, дирижер Борис Нодельман и исполнители главных ролей – Мария Виненкова и Владимир Фомин. Рассказывают "Новости культуры".

C афиши екатеринбургской музкомедии смотрят сразу две Екатерины. Обе -великие. Только одна - это взрослая императрица, а другая - юная принцесса Фике. Вот она замерла в шпагате на фоне шикарной кареты. Растяжка, почти как у балерины, и бегать во время спектакля приходится не меньше. У Фике Марии Виненковой не только немецкий акцент, но и семь платьев в придачу.

Мария Виненкова, солистка: "У меня в этом спектакле нечеловеческие переодевания …"

О том, что здесь действительно все по-другому, понимаешь, когда из темноты зрительного зала раздается голос режиссера Нины Чусовой. На прогоне перед московской премьерой нужно освоить пространство, в котором едва помещается чуть ли не половина декораций. Безграничную фантазию Чусовой в Екатеринбурге совсем не ограничивали.

Нина Чусова, режиссер: "Я сказала так: "Если кто хочет - пусть уходят". И ушли некоторые. Но те, кто остался, они очень дорожат этим спектаклем. Это уже больщого стоит. Мне разрешали все делать. В московской версии - не вошла даже половина декорации".

С одной стороны, "Екатерина Великая", как и любой масштабный мюзикл, проект, прежде всего, коммерческий. Т.е. рассчитанный на огромные залы и публику, которая пришла отдохнуть. Потому, надо сказать сразу – историю государства российского по этому мюзиклу изучать не стоит.

Сергей Дрезнин, комопозитор: "Первый акт - это ее восхождение к трону в контексте России, а второй акт - ты стал уже императором, ты уже не человек. Она и есть Россия".

Композитор Сергей Дрезнин - не только автор музыки "Екатерины Великой", но и идейный вдохновитель всего проекта. Сейчас он в основном живет в Европе и не скрывает своих амбициозных замыслов. По мнению Дрезнина, "Екатерина Великая" должна выйти на международный уровень. В его партитуре нашлось место и танго, и блюзу, и даже рэпу.

Сергей Дрезнин, комопозитор: "Все время ощущение, что мы не в опере, ни разу не озникает ощущения, что мы в опере, кроме финала. Вот тут у нас Екатерина Державная, где она становится легендой, где она становится Великой, этот момент мы подчеркиваем. Застывает в позе памятника".

Этот мюзикл уже кто-то назвал пафосно-патриотическим. Впрочем, это совсем не похоже на Чусову. Режиссер утверждает, здесь много иронии, а главная мысль, что у нас в России мало что изменилось со времен Екатерины Великой.

Нина Чусова, режиссер: "Тут много и иронии, и даже каких-то неприятных вещей, но это не мешает быть патриотом…"

Прольются ли слезы на московской премьере, неизвестно, но то, что "Екатерина Великая" уже пользуется невероятной популярностью, свидетельствует единственно верный в данном случае коммерческий факт – билеты на все показы этого мюзикла в Москве уже не достать.

Все материалы о фестивале>>>