13.04.2009 | 19:39

Петербургские реставраторы восстанавливают картины на стекле

"Волшебный сад" – именно так называли витражи, когда они в 1820-х годах расцвели в окнах петербургских домов. Специалисты подсчитали: сегодня знаменитые петербургские витражи украшают лишь триста памятников города на Неве. Установить имена художников, их создавших, практически невозможно. Редкой удачей, по мнению экспертов, считается сохранившееся где-нибудь в уголке клеймо мастерской. О том, какие открытия совершили реставраторы, возрождая витраж из особняка богатого предпринимателя Анатолия Молчанова и его жены, выдающейся русской актрисы Марии Савиной, рассказывают "Новости культуры".

На операционный стол к петербургским витражистам стеклянное панно из особняка Савиной попало впервые. Об этом произведении эпохи Модерна известно немного. Сто лет назад витраж создавался неустановленной столичной мастерской для дома, построенного по проекту архитектора Гейслера. Согласно моде того времени, витражи украшали парадную лестницу и кабинет бывшего владельца дома супруга Савиной, мецената Молчанова. По композиционной насыщенности кабинетное панно – это, скорее, даже не витраж, а картина на стекле со своим замысловатым сюжетом. Набег викингов на нормандский или английский замок представлен в колоритных деталях. При первом детальном осмотре специалистов поразила техника, в которой исполнена стеклянная картина. Подобно тому, как художники часто долго готовят холст к работе, стекло витража прошло долгий процесс травления химическим составами.

Исходя из общей театральности витража, мастера предполагают, что в роли похищаемой хозяйки замка художники изобразили Марию Савину. Опираясь на известные фотографии, подтвердить или опровергнуть эту версию сложно. До 1980-х годов витраж служил окном в обычной коммунальной квартире и получил значительные повреждения.

В мастерской Алексея Яковлева викинги Савиной встретились с новейшими работами петербургских витражистов. "Христос", выполненный по эскизу Бруни, на днях отправится в резиденцию митрополита на Каменный остров. "Богородица с младенцем" только что вернулась с международной выставки реставраторов в Лейпциге, где произвела настоящий фурор и стала своеобразным символом русского раздела экспозиции.

Впрочем, говорить о ренессансе петербургского витража, по мнению мастеров, преждевременно. Мечтой остается воссоздание комплекса витражей Дома братьев Елисеевых. Этот гимн Модерна, оставшийся на старых фотографиях, мог бы стать новой визитной карточкой Невского проспекта.