14.04.2009 | 11:35

Кукольные театры на "Золотой маске"

Национальный театральный марафон близится к завершению. Уже в субботу, 18 апреля, в Москве будут объявлены имена лауреатов пятнадцатой "Золотой маски", а сегодня столичная публика увидит спектакль Театра кукол республики Саха (Якутия) – оригинальную версию якутского эпоса олонхо. Кстати, в этом году "кукольная" программа фестиваля признана беспрецедентной по количеству и по качеству спектаклей-номинантов. Как представлен "кукольный" жанр на юбилейной "Золотой маске"? Рассказывают "Новости культуры".

Первую "Золотую маску" кукольники примерили на себя лишь на второй год существования премии. Право находиться в большой театральной семье они отвоевывали годами, всякий раз выслушивая упреки организаторов в отсутствии достойных спектаклей для конкурса. "Это говорит экспертный совет, а жюри потом говорит, что они еле-еле смогли что-то присудить, а иногда и не присуждается", – говорит художественный руководитель театра "Тень" Илья Эпельбаум.

Театр "Тень" – семикратный обладатель "Золотой маски". Это своеобразный рекорд, причем не только среди кукольников. В этом году "Тень" осталась в тени фестиваля. Номинанты шутят: это значит, что у остальных есть шанс.

На юбилейной "Маске" произошло невероятное: в конкурс попали сразу семь спектаклей кукольных театров! Такого не было никогда. Три постановки представлены сразу в четырех номинациях. Кукольники считают это своей маленькой победой. Осталось разобраться с экспертами и жюри. Специалистов театра кукол среди вершителей судеб по-прежнему мало. Впрочем, общего мнения на этот счет среди мэтров кукольного жанра нет.

"При всем моем уважении и любви к выдающимся деятелям театрального искусства, оперного, не могут они судить о жанре искусства театра кукол. Ну, что там? Ой, вы знаете, куколка побежала, песочек раздвинула. Боже мой, что это?" – считает народный артист России, художественный руководитель театра "Огниво" Станислав Железкин.

"Найти в жюри, состоящем из пятнадцати человек, семь кукольников проблематично. В драматическом театре очень много достойных людей, критиков известных и всемирно известных искусствоведов, народных артистов. В кукольном театре их просто мало", – поясняет Илья Эпельбаум. Он считает, что кукольникам повезло, ведь их судят люди, способные оценить спектакль не на уровне театра кукол, а на уровне искусства вообще.

"Сегодня критики, зачастую не видя спектакля, по фамилии создателя в программке могут точно оценить, какое место этот спектакль займет в данном театральном форуме или фестивале", – замечает Станислав Железкин.

"Мне достаточно просто посмотреть на фотографию спектакля, и я уже по ней могу много чего сказать про этот спектакль", – заверяет Илья Эпельбаум.

В этом году достаточно посмотреть на афишу, и многое становится ясно. Активно используя классическую литературу драматического театра, кукольники дают понять, что они тоже имеют на это право. Мытищинский театр "Огниво" блестяще синтезировал чеховский "Вишневый сад", а Большой театр кукол Санкт-Петербурга – толстовского "Холстомера". Поставить кукольную "Историю лошади" в городе, где еще помнят легендарный спектакль Товстоногова, – неслыханная наглость.

"Это все-таки две разные истории, и они не похожи друг на друга. Хотя есть некоторые цитаты театральные из того спектакля, но об этом никто не догадывается", – утверждает режиссер Руслан Кудашов.

Другой Петербургский театр – "КУБ" – и вовсе вышел за рамки театрального жанра, сняв художественный фильм "Ленинградка" и вмонтировав в него элементы театра кукол. "Если кукольник хочет – наверное, отсюда появляются такие вещи, такие спектакли. От желания вырваться из омута Хрюши и Степашки", – полагает режиссер Борис Константинов.

Единственным театром кукол оказавшимся вне конкуренции в своем жанре, оказался курганский "Гулливер". Спектакль "Каприччио" номинирован на "Маску" как "эксперимент". Хотя ни классического текста, ни киноэкранов тут нет. Только куклы. Подобными "экспериментами" автор постановки Виктор Плотников занимается уже много лет. Знаменитое "Снежное шоу", поставленное им совместно с Полуниным, вот уже больше пятнадцати лет покоряет планету. В данном случае эксперимент заключается лишь в том, что этот спектакль поставлен в провинции. Маленький театр "Гулливер" просто не в состоянии показать его всему миру. "Золотая маска" может стать институтом, способным продвинуть лучшие спектакли России как в собственной стране, так и за рубежом. Это и есть главная награда фестиваля.

Все материалы о фестивале>>>