14.04.2009 | 12:50

Виртуоз органа Константин Волостнов

Орган – король инструментов. Это известно каждому меломану. Однако не всякий знает, что автором крылатой фразы является Вольфганг Амадей Моцарт. Для большинства имя "веселого гения" не ассоциируется с торжественностью органа. Шедевры, созданные Моцартом для "абсолютного монарха музыкального мира", нечасто звучат на концертах и фестивалях. Среди исполнителей, которым удалось покорить одну из вершин позднего творчества композитора, – молодой органист Константин Волостнов. Сейчас выпускник столичной консерватории продолжает обучение в Европе, а играть Моцарта в родной Москве предпочитает в в католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Рассказывают "Новости культуры".

Обращение Константина Волостнова к органной музыке Моцарта можно причислить к его достижениям – наравне с победами на конкурсах и обучением в Высшей школе музыки в Штутгарте. Эту школу называют Меккой органного искусства. Лишь единицам удается туда поступить, выдержав тяжелейший конкурс.

Кажется, звучание больше похоже на чечетку, чем на органный пассаж. Моцарта играют крайне редко из-за невероятных технических трудностей. "Это пассаж, который типичен для французской романтической виртуозной школы. В то время представить себе органиста, играющего такой пассаж, невозможно. Это могут современные органисты", – поясняет Константин Волостнов.

Моцарт опередил свое время почти на сто лет. Этому есть и вполне практичное объяснение. "Моцарт написал всю свою органную музыку для механического инструмента, который приводился в действие специальным валиком и не требовал участия человека", – продолжает органист.

Музыку для механического органа заказал Моцарту владелец музея восковых фигур и других диковин граф Дейм. Одним из экспонатов коллекции были часы в форме мавзолея. Каждый час механический орган играл траурную музыку, причем партитура менялась еженедельно. 26 марта 1791 года в Венской газете сообщалось: "На этой неделе – композиция господина капельмейстера Моцарта". Это было целое представление.

Органные пьесы Моцарта были оценены современниками. К примеру, вот один из отзывов: "Фантазия f-moll заслуживает одного из первых мест среди бессмертных шедевров". Моцарт писал это для механического органа, но мыслил он другими категориями. "Это музыка, слышимая Моцартом на большом органе. Есть письмо к супруге, в котором он сообщает, что работает над пьесами для часовщика, и сетует, как мал инструмент, звучит слишком игрушечно", – рассказывает Константин Волостнов.

Неудивительно, что со временем органные пьесы Моцарта, предназначенные для механического инструмента, вошли в репертуар органистов. Но это лишь избранные виртуозы, к числу которых относится Константин Волостнов.