15.04.2009 | 12:41

О реставрации коллекций Омского музея изобразительных искусств

Музей изобразительных искусств имени Врубеля в Омске готовится к масштабному выставочному проекту, посвященному 400-летию Дома Романовых. В запасниках музея хранятся раритеты из царской коллекции – живопись, скульптура, фарфор и мебель дворцов Петербурга. Экспонаты ни разу не выставлялись и нуждаются в реставрации. О том, как восстанавливают былую роскошь, рассказывают "Новости культуры".

Ореховый гарнитур когда-то украшал интерьеры Мраморного дворца Великого князя Константина Константиновича. Комплект из одиннадцати предметов поступил в Омский музей в 1930-е годы, когда распределяли национализированные ценности. Сейчас, спустя десятилетия жизни в запасниках, началась первая реставрация этих предметов.

"Вот здесь протертый подлокотник и набито кресло – мы думаем, что это конский волос", – рассказывает реставратор Омского музея изобразительных искусств Елена Галенбикова.

Экологически чистый наполнитель требует к себе щадящего отношения. Поэтому в арсенале реставраторов только детский шампунь, натуральная губка и дистиллированная вода. Природные материалы – иртышский песок и хлопковая вата – помогли восстановить и другой ганритур. Точнее, туалетный набор – розовый помпадур, расписанный мастерами популярнейшей тогда французской мастерской "Поль Бло". Это был свадебный подарок Великой княжне Марии Николаевне и внуку Наполеона Бонапарта Максимилиану Лихтейнбергскому.

"В Россию он приехал на военные сборы как представитель Баварии. И здесь, повстречавшись с дочерью Николая Первого, был сражен, пленен ее красотой. Загорелась любовь. Деды воевали, внуки полюбили друг друга", – поясняет сотрудник Омского музея изобразительных искусств Иван Гольский.

Кстати, на свадебном торжестве четы Лихтейнбергских не появился ни один из принцев родственных домов – еще свежи были воспоминания о войне 1812 года. Для поддержания патриотического настроя у населения Российской империи в свет вышла пропагандистская серия медальонов академика Федора Толстого, посвященная победе в Отечественной войне. Исполненный в гипсе император Александр Первый в образе славянского героя Радомысла пользовался тогда большим успехом.

"То, что эта этикетка наклеена неровно, говорит о том, что был большой тираж. Клеили быстрее – и сдвинулось. Так сказать, на потоке было", – рассказывает сотрудник Омского музея изобразительных искусств Виктор Касьянов.

Скульптор Хофман запечатлел великого князя Павла Петровича за семь лет до вступления на престол. Парадные бюсты родителей Александра Первого тоже отправятся на реставрацию.

"Необходимо провести большие реставрационные, изыскательские работы, чтобы в едином комплексе представить то, что в Сибирь попало из Санкт-Петербурга", – замечает главный хранитель Омского музея изобразительных искусств Анна Чернявская.

За пять лет до наступления знаменательной даты специалистам Омского музея еще только предстоит отреставрировать и атрибутировать десятки раритетов из коллекций высоких собраний.