15.04.2009 | 13:06

135 лет назад состоялась первая выставка импрессионистов

"Задача художника не скопировать окружающий мир, а заставить людей его увидеть" – в этих словах Эдгара Дега заключено кредо импрессионизма. 135 лет назад, 15 апреля 1874 года, в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок, в самом центре Парижа, открылась первая выставка художников, которых язвительный критик окрестил "впечатленцами". Оскорбительное словцо со временем стало названием художественного течения, а один из самых громких скандалов XIX века открыл путь новому искусству века ХХ. Рассказывают "Новости культуры".

Писсаро, Моне, Ренуар – коллекция импрессионистов сегодня является гордостью Пушкинского музея. А ведь когда-то само это слово произносили с оттенком пренебрежения. "Появилось оно в связи с картиной Клода Моне "Впечатление. Восход солнца". "Впечатление" по-французски – "impression". Эта кличка – "впечатленцы", "импрессионисты" – пренебрежительно была брошена критиком в лицо художникам", – поясняет старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Алексей Петухов.

"Это писал какой-то ярмарочный мазила", – злословили в то время французские газеты о картине Клода Моне "Бульвар Капуцинок", которая была представлена на той самой первой выставке. "Мазила" – это еще не самое обидное. Ренуару досталось гораздо больше за то, что он посмел написать женское тело не розовыми, а серыми и синими красками. "На эту пленительную вещь обрушились стрелы критики. Самый ретивый критик не удержался от того, чтобы назвать ее "куском гнилого мяса"", – продолжает Алексей Петухов.

Главное в живописи, утверждали импрессионисты, – это цвет и свет. Их картины можно было разглядеть, только отойдя на несколько метров. Импрессионисты отказались от академического рисунка. С точки зрения их современников, художников-академистов, они совершили кощунство, а сегодня даже в стенах академического Суриковского института учат тому, чему когда-то учили импрессионисты.

"Импрессионизм – это и есть впечатление. Об этом мы и говорим студентам. Это попытка передать то ощущение, то первое впечатление от модели, от природы и донести именно это впечатление", – говорят в институте.

Импрессионизм появился на свет благодаря тому, что появились тюбики. Краски стали мобильными, их можно было брать с собой на пленэр. Через двадцать лет после первой французской выставки импрессионистов в России уже можно было устраивать свою. Константин Коровин в начале ХХ века был в Париже и написал свой вариант "Бульвара Капуцинок". "Стопроцентным импрессионистом в русском искусстве является Константин Коровин", – говорит заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Сам Клод Моне к моменту появления импрессионизма в России превратился из бедного художника с доходом в несколько десятков франков в благополучного буружуа. Он жил в поместье Живерни недалеко от Парижа и писал в свое удовольствие "Кувшинки". В той картине все сделано по вкусу художника: и японский мостик, и пруд, и даже растения отбирал лично Клод Моне. По сути, он сконструировал свою будущую картину. Ему оставалось только ее написать.

На первой выставке в 1874 году французские импрессионисты не заработали ни франка, но уже в начале двадцатого века Щукин и Морозов платили за их полотна по несколько тысяч. Интересно, что бы по этому поводу сказал критик, назвавший импрессионистов "ярмарочными мазилами"?